Вселенские Соборы

С апостольских времен Церковь решает все насущные вопросы на собраниях глав общин — соборах. Для решения проблем, имеющих общецерковное значение, византийские императоры созывали Вселенские Соборы, на которые приглашали всех епископов всех поместных церквей.

Вселенские соборы формулировали непреложные истины Православия — догматы, правила церковного управления, общецерковной и частной христианской жизни — каноны.

Догматические и канонические решения Вселенских соборов признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских соборов.

1. Никейский — 325 год.
2. Константинопольский — 381 год.
3. Ефесский — 431 год.
4. Халкидонский — 451 год.
5. Константинопольский 2-й — 553 год.
6. Константинопольский 3-й — 680 год.
7. Никейский 2-й — 787 год.

 

Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее при императоре Константине Великом, в 325 году.

Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, хулившего Сына Божьего. Арий учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал.

Собор утвердил и провозгласил догмат о том, что Сын — Бог, единосущный Отцу. На Соборе было принято семь членов Символа Веры и двадцать канонических правил.

Второй Вселенский Собор, созванный при императоре Феодосии Великом, имел место в Константинополе, в 381 году.

Поводом послужило распространение лжеучения епископа Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.

На этом Соборе Символ Веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе. Отцами Собора составлено семь канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ Веры.

Третий Вселенский Собор проходил в Ефесе в 431 году, при царствовании императора Феодосия Малого.

Собор был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория, ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически Несторий утверждал, что во Христе — два Лица. Так же он называл Богородицу Христородицей и отрицал Её Богоматеринство.

На Соборе подтвердили, что Христос — Истинный Сын Божий, а Мария — Богородица, и еще было принято восемь канонических правил.

Четвертый Вселенский Собор проходил в Халкидоне при императоре Маркиане,  в 451 году.

Собор в то время был собран против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора, и архимандрита Евтихия, которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно.

На Соборе было вынесено определение, что Христос — Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек, Одно Лицо, заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Кроме того на Соборе было сформулировано тридцать канонических правил.

Пятый Вселенский Собор состоялся при императоре Юстиниане I в Константинополе, в 553 году.

На этом Соборе было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора, осужден Оригенизм и некоторые сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского. И кроме того  был осужден Феодор Мопсуестский, который являлся учителем Нестория.

Шестой Вселенский Собор был проведен в правление императора Константина Погоната в городе Константинополе в 680 году.

Задачей Собора стояло опровержение ереси монофелитов, настаивавших на том, что во Христе не две воли, а одна. В то время эту жуткую ересь успели растиражировать несколько Восточных Патриархов и Римский папа Гонорий.

На Соборе подтвердили древнее учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли — как Бог и как Человек. При этом Его воля по человеческому естеству во всём согласна с Божественной.

Собор, проходивший через одиннадцать лет в Константинополе, названный Трулльским, именуется Пято — Шестым Вселенским Собором. На нем было принято сто два канонических правила.

Седьмой Вселенский Собор был проведен в Никее в 787 году, при императрице Ирине. На Вселенском Соборе была опровергнута иконоборческая ересь. Отцами Собора были составлены двадцать два канонических правила.