Пост

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Мф.9, 29)

Когда вы постились… Для Меня ли постились ?
(Зах.7, 5)

 

Апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) – ради того человека, который вас радушно встретил.

Святитель Василий Великий о посте: Пост — дар древний; пост — драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт.2,17). А сие: не снесте — есть узаконение поста и воздержания».

 

Пост – это добровольное аскетическое воздержание во славу Божию, которое представляет из себя:

– воздержание от сытной и вкусной пищи (это славянское слово пост указывает на состояние пустого, тощего живота) , развлечений, увеселений;

– особенно тщательную проверку души и исправление ее;

– понуждение себя на добрые дела, молитву, чтение и размышление о духовных вещах.

В классическом труде проф. С. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению» дается такое обоснование поста: «Пост, в своем ближайшем и непосредственном применении, являясь временным воздержанием от известных наиболее разгорячающих родов пищи, – или иногда на некоторое время от пищи вообще, имея своею главною целью приспособление тела к созерцательной и покаянной деятельности душ, способствует вообще господству духовной жизни над материальною, подрывает и обессиливает физиологические основы телесных страстей».

Наша телесная сторона все время оказывает давление на душевную. Христианин, да и вообще всякий нравственный человек, постоянно противостоит этому плотскому давлению, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал. 5, 17 ) . Пост помогает в этом деле. На какое-то время отказываясь от того, к чему привыкли, без чего и жизнь себе не представляем, – вкусной, сытной пищи, лакомств, а то на какой-то период и самой пищи, – мы воспитываем душу, учим ее противостоять требованиям плоти.

В этом отношении пост – воспитатель души нашей. Именно по этой причине пост не может налагаться на всех механически, без учета того, кто собирается поститься: мужчина ли, женщина, ребенок, старый человек или молодой и так далее. Известный подвижник, преп. Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима «для укрощения плотской брани». Для мирян «плотскую брань» можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами ее требований.

Какие же существуют посты в наше время ?

В Православной Церкви приняты 4 многодневных поста и малые посты.

Многодневные:

– Великий: 40 дней + Страстная седмица – оканчивается Пасхой;

– Петров: длится от 8 до 42 дней – оканчивается днем памяти св. апп. Петра и Павла (12 июля) ;

– Успенский: длится две недели – оканчивается днем Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) ;

– Рождественский: 40 дней – оканчивается Рождеством Христовым.

Малые:

– в течение года – среда и пятница (за исключением некоторых особых недель, например сплошных седмиц) ;

– Крещенский сочельник (18 января) ;

– Усекновение главы святого Иоанна Крестителя (11 сентября) ;

– Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

 

Необходимо отметить о постах в дохристианское время.

Посты существовали в глубокой древности у язычников и у иудеев. В те времена, как правило постились, воздерживаясь не от пищи какого-то рода (как сегодня), а вообще ничего не вкушали и не пили, воздерживались кроме того и от супружеских отношений. Такой пост длился один день, от рассвета и до захода солнца, или же в течение суток – 24-х часов.

В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Такой пост Есфирь предпринимает перед судьбоносным решением:

«Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» (Есф.4,16).

Когда по дороге в Дамаск апостол Павел пережил потрясающую встречу со Христом, он также предпринял такой пост: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».

Ветхий Завет говорит и о семидневных постах, о постах в течение трех недель и даже о сорокадневном посте. Сорокадневный пост предпринимался в исключительных случаях – как особый подвиг. Человек ничего не вкушал, но пить ему разрешалось.

Подробнее о Рождественском, Великом, петровом и Успенском постах:

Рождественский пост – это последний многодневный пост в году. Он начинается с 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и по этой причине называется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы могли ко дню Рождества Христова очистить себя покаянием, молитвой и постом, чтобы мы могли с чистым сердцем, душой и телом благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божьего.

Правильный пост – это наша борьба за человеческое в самом себе. Так что правильный пост – это радость. Как и правильно переживаемое православие.

Конечно же гастрономическая составляющая поста не самоцель, а является лишь средством для правильной духовной жизни Христианина, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древнему времени христианства. Еще с IV века святой Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В V веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября), то по этой причине Рождественский пост в простонародии называли Филипповым, тем самым искажалась цель поста, как подготовку к дню Рождества Христова.

Правила питания в пост, указанные в календарях, относятся к монастырскому Уставу. Миряне могут получить послабление обратившись ко священнику в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.

Великий пост – это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, – для того, чтобы обрести способность жить, – жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны (митрополит Сурожский Антоний).

Структура Великого поста построена таким образом, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. И человек, который посвящает свои время и силы от начала до конца великопостного периода, он действительно, как по лестнице духовного восхождения шаг ступенька за ступенькой приближается к тайне Пасхи Христовой (протоиерей Алексий Уминский).

Пост всего лишь наше маленькое доказательство, проверка истинности и силы нашей любви и веры. Так как Христианская жизнь немыслима без подвигов. То есть без того усилия, которое предпринимает верный Христианин, чтобы избавиться от грехов и страстей для следования воле Божьей. И в этом усилии, конечно же значительное место отводится посту. Пост является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе человека.

Ведь истинный пост это, воздержание от всякого зла. Постясь телесно, постись и духовно. Постится наш ум от суетных помышлений, а память от злопамятства, воля от злого хотения, а наш язык от осуждения, лжи, праздного слова. Без всего этого наш подвиг в посте становится лишь диетой.

Апостольский (Петров) пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (совершается на 50-й день после Пасхи). Завершается этот пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. По этой причине продолжительность поста зависима от даты Пасхи и меняется от 8 до 42 дней.
Апостольский пост считается нестрогим – в монастырях постящимся разрешается в эти дни есть рыбу, за исключением среды и пятницы.

Духовная жизнь без поста невозможна. Эта истина не отвлеченно-богословская, а подвижническая, за которую было заплачено кровью. Внешний устав не есть совершенный пост. И потому нельзя ограничиться им, но внутренние высшие задачи поста невозможны без соблюдения внешнего постного устава (протоиерей Валентин Свенцицкий).

Образцово поступают в тех епархиях и приходах РПЦ, где в Апостольский пост не просто ограничивают себя в пище, но составляют и реализуют планы миссионерско-катехизическиех мероприятий на период поста и после него.

Успенский пост – один из четырёх многодневных постов, этот пост посвящён подготовке к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается с 14 по 27 августа.

Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, Которая перед переселением своим на небеса непрестанно пребывала в посте и молитве.
На первый день Успенского поста приходится праздник «Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня». Также на время поста приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).

Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением в храмах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.