Иерархия Ангелов
Ангельские чины в соответствии с свмч. Дионисия Ареопагиту
Чин / Архангел | Описание | День празднования | Упоминается в Библии |
Серафимы | В переводе «пламенеющие», побуждают к любви к Богу; (изображаются шестикрылыми). | 8/21 ноября | Ис. 6:2, 6 |
Херувимы | «Многое разумение», чрез них ниспосылается просвещение; (изображаются четырёхкрылыми). | Евр. 9:5 | |
Престолы | Чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие; (изображаются в виде колёс со множеством глаз на ободьях). | Кол. 1:16 | |
Власти | Укрощают власть бесовскую, отражают искушения. | Кол. 1:16 | |
Господства | Ниспосылают силу к мудрому управлению земным властям. | Кол. 1:16 | |
Силы | Укрепляют людей, дают благодать чудотворений угодникам Божиим. | Еф. 1:21 | |
Начала | Управляют вселенной, законами природы; охраняют народы, страны. | Кол. 1:16 | |
Архангелы | Являются проводниками откровения Божия. | 1 Фес. 4:16; | |
Ангелы | Приставлены для хранения каждого христианина. | Быт. 19:15; 32:1; Мф. 13:49; 18:10 |
Архангелы — это учители небесные.
Михаил | Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми девятью Ангельскими чинами. | 8/21 ноября | Иуд.1:9; Дан. 3:92-95 |
Гавриил | «Сила Божия»; возвещает людям великие дела Божии; изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. | 26 мар./8 апр.; 13/26 июл.; 8/21 ноя. | Лк.1:26; Дан. 8:16 |
Рафаил | «Исцеление Божие»; целитель, врач Божий; изображается держащим сосуд с целительными снадобьями и ведущим правою рукою Товию, несущего рыбу. | 8/21 ноября | Тов. 3:16; 12:15 |
Уриил | «Свет, огонь Божий»; просвещает людей и воспламеняет их сердца любовью к Богу; изображается держащим в правой руке обнажённый меч на уровне груди, а опущенной левой руке – пламень огненный. | 8/21 ноября | 3 Езд. 5:20 |
Салафиил | «Молитвенник Божий»; изображается с руками, молитвенно сложенными на груди. | 8/21 ноября | 3 Езд. 5:16 |
Иегудиил | «Славящий Бога»; покровитель монахов и трудящихся для славы Божией; изображаются держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами (награда святым и воздаяние грешникам). | 8/21 ноября | Упоминается только в Св. Предании |
Варахиил | «Благословение Божие»; податель благословений и милости Божией; изображается несущим на груди белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, либо розы на одежде. | 8/21 ноября | Упоминается только в Св. Предании |
Иеремиил | «Высота Божия»; изображается держащим в руке весы. | 8/21 ноября | 3 Езд. 4:36 |
Ноябрь выбран для праздника Ангелам потому, что он по счету девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.
Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, так как Ангелы не имеют материальной плоти:
- Крылья — символ быстроты и все проникновенности;
- Посох — символ посланничества;
- Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог;
- Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
- «Око» во лбу – символ всевидения;
- Облик прекрасного юноши — символ совершенства. В Священном Писании Ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.
Чины Ангельские делятся на три ступени – высшую, среднюю и низшую. В каждой иерархии составляют три чина.
В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис.6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт.3,24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол.1,16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
В среднюю иерархию входят: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол.1,16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет.3,22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет.3,22; Кол.1,16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол.1,16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол.4,16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Кто разбился жизнью, колеблется, не знает, каким путем идти, тот должен призывать в помощь Архангелов, дабы научили они его, как жить ему должно: «Архангелы Божьи, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумления, научите меня, какой мне выбрать путь, воньже пойду, да благоугожду Богу моему!»
Ангелы (1 Пет.3,22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу. По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5,13–16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тыс. воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар.19,35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан.3,92–95).
По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста,8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд.1,9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян..… внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: сей ми возбрани пойти на Великий Новгород.
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач.XIII века), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан.8,16; Лк.1,26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов.3,16; Тов.12,15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд.5,20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд.5,16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд.4,36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил – держит в руке весы.