О Богослужении

Богослуже́ние:

1) одна из форм богообщения и богопочитания, основными компонентами которой служат чтение и пение просительных, хвалебных и благодарственных молитв, чтение Священного Писания, совершение Таинств и обрядов;

2) храмовая служба;

3) служение Богу.

Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, посредством совершения таинств, и именно важнейшего из них – Таинства Причащения (Евхаристии), таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога.

Православное богослужение очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл, непонятный случайным посетителям. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия.

Все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября по старому стилю, а весь годовой круг богослужения строится применительно к празднику Пасхи.

 

Богослужение в православном храме делится на 3 “круга”:

1. Суточный круг богослужений — это молитвословие, приуроченное к различным часам суток. Он состоит из:

  • Вечерни, начинающей церковное богослужение каждого дня. Воспоминается сотворение мира, ветхозаветные времена, также песнопение в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы.
  • Повечерия, в молитвах которого мы просим Господа, чтобы он сподобил нас прийти наступающую ночь без вреда от злых духов.
  • Полуношницы, которая совершается ночью или рано утром перед утреней. Она символизирует бдение ангелов, славящих Бога, и того, как Господь молился в Гевсиманском Саду.
  • Утрени, содержащей песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы.
  • 1-ого часа, который следует сразу за Утреней. При совершении службы 1-ого часа Церковь размышляет о том, как Спаситель в 1-й час дня был веден в претор от Каиафы к Пилату.
  • 3-ого часа, поемого в честь Святой Троицы. В 3-й час Спаситель был судим Пилатом, в 3-й час дня иудеи обвинили Спасителя и положили убить Его, в 3-й снисшел на Апостолов Дух Святый.
  • 6-ого часа, когда Христос Спаситель был введен на Галгофу и распят.
  • 9-ого часа, означающего Господню смерть.
  • Божественной Литургии, являющейся взаимным общение Бога и людей в любви и в Приобщении Святых Таин. За Божественной Литургией совершается Таинство Евхаристии (т.е. Причащения).

2. Седмичный круг богослужений – службы по дням седмицы.

  • Неделя(Воскресенье) – этот день посвящен Воскресению Христову.
  • Понедельник – Церковь прославляет Небесных сил бесплотных.
  • Вторник – посвящен святому пророку и Предтече Господню Иоанну.
  • Среда и Пятница – воспоминание Креста Господня.
  • Четверг – посвящен святым Апостолом и святителю Николаю Чудотворцу.
  • Суббота — празднование, Всем святым и поминовение усопших.

Во все дни седмицы церковь особо возносит свои молитвы ко Пресвятой Богородице

 

3. Годовой круг богослужений – богослужения по дням года. Он включает в себя подвижные и неподвижные в году праздники (связанные с Великим постом и Пасхой). Круг этот начинается с 1 сентября, в которое Церковь празднует начало Индикта или Церковное Новолетие. Дни года подразделяются на дни непраздничные, праздники великие, средние и малые.

Псалтирь является основой, фундаментов всего православного богослужения. Псалмы читаются иногда по одному, иногда целой группой: по два, по три, по шесть. В определенные моменты богослужения, читаются целые кафизмы. Некоторые псалмы принято петь на богослужении, иногда антифонно (один стих поется одним клиросом, другой — другим, поочередно). Отдельные стихи из псалмов также используются во многих местах богослужения (как запевы к стихирам, прокимны и др.). Сейчас псалмы на богослужении читаются, а раньше они исполнялись несколько более певуче – это было не пение, но особая манера, чтения нараспев.

Основой богослужебного пения Православной Церкви является закон осьмогласия, устроителем которого является Иоанн Дамаскин. Все песнопения разделяются на 8 гласов. Каждый из гласов – это определенный напев, некая музыкальная основа для песнопений.

 

Виды песнопений

Стихúра — песнопение, составленное по случаю праздника, дня, события, святого и предваряющееся стихом, запевом, взятом из псалтири. В стихирах проводится главная тема дня, воспоминаемого события или дается характеристика воспоминаемого святого и соообщаются какие-то моменты его жития. В определенных местах богослужения располагаеся ряд из нескольких стихир, каждая из которых предваряется стихом из псалтири. Последняя стихира из ряда поется после запева Слава, поэтому она называется иногда славником. А на И ныне поется всегда стихира в честь Божией Матери, называется эта стихира — Богородичен. Имеются также отдельно стоящие стихиры, которые также предваряются стихом из псалма. Например, стихира по 50-м псалме на полиелейной утрени.

Тропáрь. (Тропос — направление, образ или нрав, образ жизни, Тропаион — трофей, памятник или знак победы). Тропарь — это строфа, в которой кратко резюмируется все, что было сказано в предыдущих песнопениях этого дня. Тропарь содержит главную богослужебную тему дня или данного богослужения. В одной службе могут петься несколько тропарей, если Церковь совершает празднование нескольким святым или событиям (например, воскресный день и память святого). Слово тропарь также соотносят с греческим словом трепообращаться. На праздничной Литургии тропари вплетаются между стихами псалма, составляющего третий антифон.

Тропарями называются также те краткие песнопения, из которых состоит канон. В каноне тропари каждой песни составлены по образу ирмоса, т.е. обращаются, относятся, к ирмосам.

Кондáк и связанный с ним Икос. Кондак — это песнопение, посвященное святому или празднику. За кондаком обычно следует икос, который есть раскрытие, объяснение мысли кондака. Икос и кондак должны оканчиваться одними словами. Собственно, первоначально кондак представлял собой целую поэму, посвященную празднуемому событию. Поэма эта состояла из некоторого числа (до 24) метрически одинаковых строф, икосов, оканчивающихся одними и теми же словами — припевом. Начинала же поэму одна строфа, по метрике отличающаяся от других, но оканчивающаяся теми же словами, что икосы. В этой строфе (она называлась проимион или кукулион) излагалась главная тема, идея всей поэмы, а последующие икосы эту тему развивали. С течением времени кондак сократился в богослужении таким образом, что от всей поэмы остался один проимион, который и стал называться кондаком, и первый икос. Нетрудно заметить, что акафист — есть, собственно, полный кондак, о чем будет речь ниже.

Акафист. В переводе с греческого языка это слово означает неседальное пение. Акафист — это, в сущности, полный кондак. Он состоит из проимиона и 24 более кратких строф и чередующихся с ними более пространных. Более краткие названы кондаками и оканчиваются припевом Аллилуия, а более пространные именуются икосами и оканчиваются теми же словами, что и проимион. Название «акафист» говорит о том, что во время этой молитвы всем полагается стоять. Самым древним Акафистом является Акафист Божией Матери (7 век), все прочие акафисты — подражание этому первому.

По Уставу Акафист (это именно тот первый Акафист Божией Матери) поется на богослужении единожды в год: на Утрени субботы пятой седмицы Великого Поста (праздник Похвалы Богородицы).

Канóн. (Правило, норма, образец — греч.). В богослужении Утрени канон занимает центральное положение. Это поэма, составленная по определенному порядку, правилу, и состоящая из девяти песней, которые тематически основываются на девяти библейских песнях. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, которая называется ирмóс (связь — греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии (а у греков и по числу слогов) равны ирмосý.

Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона.

1-я песнь канона — это песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян через Чермное море (Исх. 15,1 — 19).

2-я песнь — песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню (Втор. 32,1 — 43).

3-я песнь — благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 2,1 — 10).

4-я песнь — песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы (Авв. 3,1 — 19).

5-я песнь — песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо «яко се Дева приимет и родит сына Еммануила» (Ис. 26,9 — 19).

6-я песнь — песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя (Ион.2,1-10).

7-я песнь — песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения (Дан. 3,26 — 51).

8-я песнь — славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3,51 — 88).

9-я песнь — в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи (Лк. 1, 46 — 55, 63 — 79).

Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах. Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец — канон, состоящий из 2-х песней (8-й и 9-й), трипеснец — канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец — канон, состоящий из 4-х песней (6-й, 7-й, 8-й и 9-й).

Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Пресвятая Богородице, спаси нас, Святителю отче Николае, моли Бога о нас).

Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.

После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом. После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» с припевом «Честнейшую Херувим…». В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.

Катавáсия (схожу вниз, схождение-греч.). Катавасией называтся сейчас стих (обычно ирмос), который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. Ранее катавасией назывались и другие песнопения, для пения которых оба хора (или даже один певец) сходили на середину храма.

Светúлен (Эксапостилáрий). Ексапостиларий буквально с греческого значит «посылаемый». Это тропарь, который на утрени поется перед хвалитными стихирами. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда это песнопение называют «светильном», потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует возглашению «Слава Тебе, показавшему нам свет».

Седáлен. Это песнопение, по форме — тропарь, который поется в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть.

Ипакоú (послушание, внимание, повиновение-греч.). Это строфа тропарного характера, которая исполняется в том месте, где обычно положен седален, но из-за высокого содержания это песнопение положено слушать стоя и с особым вниманием.

Антифóн (противогласник-греч.). Означает попеременное пение, которое положено петь на двух клиросах двумя хорами. Т.е., один хор поет первый стих, следующий стих поет другой хор, третий стих — опять первый хор и т.д.

Прокúмен. В переводе с греческого это слово означает «предлежащее, впереди лежащий». Прокимном называется стих, который предшествует чтению Священного Писания (Апостола, Евангелия, паремии). Каждый прокимен имеет один или несколько стихов, которые составляют продолжение прокимна и тесно с ним связаны по смыслу. Исполняется прокимен так: чтец объявляет глас и произносит текст прокимна, после чего певцы поют этот прокимен. Чтец произносит следующий стих, певцы в ответ повторяют прокимен (первоначальный стих). В заключение чтец возглашает первую половину прокимна, а певцы пояю вторую его половину.

Аллилуиáрий. Это торжественное пение слова «аллилуия», многократно (обычно трижды) повторяемого с промежуточными стихами из псалмов. На Литургии пение «аллилуия» является прокимном последующего Евангелия и поется на положенный уставом глас. При этом чтец возглашает глас и стихи из псалмов, а певцы поют «аллилуия». Пение «аллилуия» перед Евангелием означает хвалу Богу и явление Божественной благодати, т.е., чтение Евангелия.

Причáстен (или кинóник). Это стих из псалма (реже другой какой-либо текст из Священного Писания), который поется во время причащения священнослужителей и заканчивается повторяющимся пением «аллилуия». Содержание причастна соответсвует главной теме дня или праздника.

Аремúя (притча, иносказание-греч.). Паремиями называются чтения из Священного Писания (Обычно, из Ветхого Завета, а иногда из Апостольских посланий), в котором прикровенно, пророчески или прообразовательно указывается на значение настоящего праздника. Паремии читаются на вечерне, на великопостных и царских часах.

Богослужебные книги.

Часослов — незаменимая книга для чтецов и для многих мирян. В ней содержится чинопоследование всех богослужений дневного круга (неизменяемая их часть), кроме Божественной Литургии. Хотя есть последование Изобразительных, которые поются в дни, когда нет Литургии.

Ирмологий — само название этой книги говорит о ее содержании. Здесь, в основном, находятся различные ирмосы на каждый глас. Кроме того, в ирмологии содержатся Богородичные стихиры, поющиеся на «И ныне»; избранные псалмы, поющиеся на полиелее; антифоны воскресной службы, последование Божественной Литургии, песни Священного Писания.

Требник — в этой книге, которой пользуются, в основном, священнослужители и певчие, находится последование различных треб — молебна, панихиды, отпевания и другие.

Служебник — книга для священнослужителей — диаконов и священников. Содержит чинопоследование богослужений.

Псалтирь

Октоих — содержит изменяемую часть суточного круга богослужений по гласам.

Минея — содержит службы месячного круга богослужений.

Месячная — службы на каждый день календарного года.

Общая — общие службы в честь каждого чина святых. Тексты служб из общей минеи используются в том случае, если служат святому, которому не составлено особой службы.

Праздничная — здесь собраны службы на Двунадесятые и великие праздники, службы особо почитаемым святым. Все эти тексты есть и в месячных минеях. а в праздничной минеи все они собраны отдельно.

Апостол

Евангелие

Триодь — так называются богослужебные книги, использующиеся в период Великого Поста и от Пасхи до Пятидесятницы, потому что в эти дни положено пение особых «трипеснцев» — канонов, состоящих из 3-х песней (Вначале идет песнь по дню недели — в понедельник 1-я, во вторник 2-я и т.д. — и затем всегда 8 и 9 песни).

Постная — содержит песнопения, положенные на каждый день Великого Поста и в дни, приготовительные к Великому Посту (начиная с Недели о мытаре и фарисее).

Цветная — содержит песнопения, положенные в период от Пасхи до дня Всех Святых.