Пророки Ветхого Завета

 

Пророк МоисейПророк – это человек, через которого говорит Господь Бог. Пророк  является посредником между Богом и людьми, он открывает людям божественную волю, касающуюся настоящего, прошедшего или будущего времени. Зачастую пророк показывал людям своими действиями то, что собственно Бог хотел сообщить Своему народу:

  • Книга пророка Иеремии 1:7-9: 7 Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. 8 Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. 9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
  • Книга пророка Амоса 7:15-16: 15 Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю». 16 Теперь выслушай слово Господне. Ты говоришь: «не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков».
  • Книга пророка Исаии 20: 1 В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его, 2 в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. 3 И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, 4 так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. 5 Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. 6 И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы?
  • Книга пророка Осии.

Так же евреи называли пророков «видящими» или «провидцами». Такими званиями удостаивались духовно опытные и умудрённые Богом люди, для которых Бог открывал свои тайны. Вместе с тем, эти звания еще и свидетельствовали о том, что провозглашенное пророком было получено им в видениях – в особых образных откровениях:

Книга Числа 24:15-16:

15И произнес притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком,

16 говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его.

 

Другие названия Пророков встречающихся в священном писании:

  • Стражами – Иеремия 6:17, Исаия 56:10, Иезекииль 33:1-7.
  • Пастырями – Захария 10:2, Иеремия 23, Иезекииль 34.
  • Мужами Божьими – 2 Петра 1:21.

Ветхий Завет: Период Закона Божия.

С установлением Закона Божия, значение и понятие «пророк» претерпело видоизменение. Отныне не каждый, получивший божественное откровение, назывался пророком. Бог открывал свою волю Первосвященникам, Дух Господень сходил на Судей Израилевых, но, тем не менее, никого из них, кроме Самуила, не называли пророком. Священниками охранялась внешняя, обрядовая сторона Закона, а пророки в свою очередь охраняли и изъясняли сам Закон, в особенности его внутренний духовно-нравственный смысл, возвещать будущее спасение человеческого рода.

 

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ

Ной

НойНой (умиротворение, успокоение) В Книге Бытие 6: 8-9 сказано: 8 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. 9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Ной был потомком Сифа и был по происхождению от Адама (по прямой линии), он же последний допотопный десятый ветхозаветный патриарх, сын Ламеха, внук Мафусаила. Родился Ной по еврейскому тексту в 1056 году, а по Септуагинте — в 1662 году от Сотворения мира (Септуагинта — первый перевод Ветхого Завета на древнегреческий язык, осуществленный в период 3-2 вв. до Р.Х. в Александрии, Египет). Когда у Ламеха родился сын, он его назвал Ноем, Бытие 5: 29 «И нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]».

Ной вел праведный образ жизни, и за это был спасён Богом от Всемирного потопа, который истребил все человечество и таким образом стал продолжателем рода человеческого.

 

Бытие глава 7: 1-4:

  • 1 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
  • 2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
  • 3 также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли,
  • 4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

По окончании потопа ковчег Ноя прибило к горам Араратским Быт. 8:4 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

Там Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил Ноя и его род, заключив с ним Завет. Быт. 9:1–17

1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней. 8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. 12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. 16 И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. 17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

В слове божием о первом периоде жизни Ноя говорится очень мало. Он родил трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. Сыновья Ноя стали впоследствии родоначальниками 3-х главных представителей человеческого рода. Бытие 10: 32  Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа.

Ной же жил после потопа еще 350 лет и умер. Бытие 10:28-29:

28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. 29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Об истине библейского повествования о Ное и о Всемирном потопе находит подтверждение в преданиях всех народов нашего мира.

 

Авраам

Авраам Ветхозаветный патриархАвраам – является первым Ветхозаветным патриархом, прародителем избранного еврейского народа (Израиля), он старший из трех (Авраам, Исаак, Иаков) израильских патриархов. Авраам первый, из тех, кто в Ветхом Завете называется евреем (Быт. 14:13) и родоначальником еврейского народа. По родословию Авраам сын Фарры из колена Евера, правнука Сима, первого сына Ноя, отец Измаила и Исаака. Родился Авраам в 1812 году до нашей эры или же в 1948 году со дня сотворения мира, при рождении ему дали имя Аврам («отец великолепный), прожил Авраам 175 лет и умер в 1637 году до нашей эры.  Был похоронен в городе Хевроне рядом со своей женой Саррой.

Ветхий и Новый Завет подробно повествуют об Аврааме: в Книге Бытия 12-25, далее  Авраам упоминается в Книге Иисуса Навина, Псалтири, Второй книге Паралипоменон,  в книгах прор. Исайи, Иезекииля и Михея, в святом евангелие от Матфея, Луки и Иоанна, а также в Деяниях святых апостолов и в посланиях апостола Павла к Римлянам, Галатам и Евреям.

Однажды Бог призвал Авраама переселиться в Ханаан (в Палестину) вместе со своим  отцом, женой Сарой и племянником Лотом. И сказал Господь Авраму: Бытие 12:2  и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение.

Бог вновь явился Аврааму, когда ему было 99 лет, чтобы закрепить обещанное. Аврам изменил имя на Авраам («отец множества»), Сару стали называть Саррой, а в знак завета между Богом и Авраамом все мужчины были обрезаны (Бытие 17:10-11). Этот завет имел как духовное, так и национальное значение. Обрезание было также и знаком национальной принадлежности.

Пресвятая ТроицеПришли как-то к Аврааму три путника. Авраам приготовил им обед под деревом в дубраве Мамре, и один из путников сказал: «в следующем году будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18:10). Путники эти были ангелами, а их появление в христианстве получило название Ветхозаветной Троицы.

При всем том, что Аврааму и Сарре было много лет, все так и произошло, как и говорили путники, Сарра родила сына первенца, которого нарекли именем – Исаак.

Господь Бог дал новое испытание Аврааму, Он велел Ему принести Исаака в Жертву на горе Мориа. Авраам послушно повел своего сына на гору, взял нож, чтобы заколоть, но ангел остановил его и вместо Исаака появился жертвенный барашек. (Бытие 22:10-13).

Пройдя это испытание, Авраам получил от Бога новое благословение.

 

Иаков

Иаков (Израиль) третий из библейских патриархов (1. Авраам, 2. Исаак, 3. Иаков), младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки, родившей после двадцатилетнего бесплодного брака (Бытие 25:20, 25:24-26).

Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего (Бытие 25: 23).

Братья близнецы выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Бытие 25:27). Как написано в книге Бытие, Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова (Бытие 25: 28).

Иаков воспользовался тем, что Исав пришел с охоты усталым и голодным , выменяв у него за пищу право первородства (Бытие 25: 29-34). Кроме того Иаков с помощью своей матери Ревекки обманным путем получил у отца своего Исаака благословение, которое должно было предназначаться первенцу (Быт. 27:1–29).

О дальнейшей жизни Иакова изложено в книге Бытие, в ней можно увидеть, что его жизнь представляет собой, как расплату за его обман, благодаря которому он смог получить себе первородство и благословение отца (он был вынужден бежать из дома и многие годы служить в дали от дома, произошедшая подмена его невесты, связанное с опасностями возвращение в родной дом, его ночная борьба у Пнуэля, произошедшее изнасилование его дочери, уход из жизни его любимой жены Ревекки и исчезновение его любимого сына) и только после постепенного очищения в выпавших на его долю испытаний, Иаков смог провести свои последние годы жизни в спокойствии и благополучии.

На своем смертном одре Иаков произнес пророческое благословение двенадцети сыновьям, провозгласив им, что же будет с ними в будущие дни (Бытие 49:1-33).

После его кончины (в 147 лет), его тело забальзамировали и с почестями перевезли в землю Ханаанскую в Хеврон и погребли в пещере Махпела, в соответствии с его завещанием (Бытие 50: 1-13).

Необходимо отметить, что Иаков был одним из величайших ветхозаветных патриархов. Многочисленные испытания и несчастья выпавшие на его долю при жизни он переносил с несгибаемой верностью к Богу, с твердостью духа и его преданностью Промыслу Божию и с верой и упованием на Бога во всех обстоятельствах и невзгодах своей жизни.

 

Моисей

Пророк МоисейМоисей «спасенный, взятый из воды» (Исход гл. 2: 10) – является вождем и законодателем еврейского народа, пророк принявший от Бога на Синайской горе Десять заповедей, Он сплотил израильские колена в единый народ. Моисей был рожден в Египте за 1574 или 1576 лет до рождества Христова, его отцом был Амрама, а мать Иохаведа.

Моисей один из величайших ветхозаветных пророков, является основоположником иудаизма, он вывел евреев из Египетского рабства. Моисею Бог открыл тайны бытия: сотворение мира и человека. Моисей принял от Бога десять заповедей. Кроме того, Бог дал ему и другие церковные и гражданские законы. Бог повелел Моисею устроить ски-нию. Благодаря силе Божьей Моисей мог творить великие знамения и чудеса. Таким образом через Моисея был явлен миру Ветхий Завет, как и через Христа Новый Завет.

После рождения Моисея его мать Иохаведа, некоторое время скрывала его, так как в то время  по приказанию фараона еврейских младенцев мужского пола умерщвляли. Но после того, как скрывать уже не было возможным, она вынесла ребенка на берег реки Нил и положила в тростнике, при этом сестра Моисея издали наблюдала, что с ним произойдет. Царская дочь египетского фараона, вышла на берег реки мыться и увидала там корзину с плачущим ребенком, она сжалилась над младенцем и решила сохранить ему жизнь. Взятый из воды Моисей, по предложению его сестры, был отдан на воспитание родной матери.

Родители Моисея принадлежали колену Леви́я* (Исход 2:1). Его старшую сестру звали Мириам, а старшего брата Аарон, он в последствии стал первым из еврейских первосвященников, родоначальником священнической касты.

*Леви́й был третьим сыном Иакова от жены Лии (Бытие 29: 34). Потомками колена Леви́я были левиты, на них лежали обязанности священнослужения. Так как из всех колен Израиля левиты были единственными, не наделёнными землей, они были зависимыми от своих собратьев.

После того, как Моисей вырос, он увидел, что в Египте притесняют его соплеменников. Как то увидев, что египетский надсмотрщик жестоко наказывает израильтянина, он убил его и сбежал из Египта в земли мадианитян. Там из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к Моисею обратился Бог повелением вернуться снова в Египет и просить у фараона освобождения израильтян. И лишь после десяти казней Моисею удалось вывести израильтян из Египетского рабства.

Покинув землю египетскую, Моисей повёл народ израильский к горе Синай, на ней он получил каменные скрижали завета с 10 заповедями.
На протяжении следующих 40 лет Моисей скитался со своим народом по Синайской пустыне. За этот долгий период скитания по пустыне, вера израильтян в Бога окрепла благодаря произошедшему большому количеству чудес.

Одним из первых чудес, сделанных Богом с помощью Моисея – это проход народа израильского по дну Чермного моря. Подойдя к берегу моря, Моисей увидел, что их преследует армия египтян. Тогда Моисей поднял свой посох и вода моря расступились перед ними, и им удалось беспрепятственно перейти по сухому дну моря и таким образом уйти от погони египтян. Кроме того Бог чудодейственным образом ежедневно пополнял запасы еды и воды для народа израильского.

Но и не обходилось без недовольства людей, но Моисей мог сглаживать все эти конфликты.

По прошествии сорокалетнего странствия по Синайской пустыне, Моисей с израильским народом смог подойти к границам обетованной земли. Бог поднял на гору Нево Моисея и показал всю красоту земли обетованной. После этого Моисей благословил весь израильский народ и передал правление народом Иисусу Навину. Через непродолжительное время Моисей скончался в возрасте 120 лет.


И­ИСУС НА­ВИН

15 век до Рождества Христова. Во времена правления: Мо­исея, позд­нее И­исус На­вин сам был правителем ев­рей­ско­го на­ро­да.

И­исус На­вин яв­лял­ся пред­во­ди­те­лем и вое­на­чаль­ни­ком ев­рей­ско­го на­ро­да в пе­ри­од за­во­е­ва­ния Ха­наа­на. Че­рез не­го Гос­подь совершал ве­ли­кие чу­де­са. Во вре­мя од­но­го из сра­же­ний с неп­ри­я­те­лем И­исус На­вин по по­ве­ле­нию Бо­жию увеличил продолжительность дня, ос­та­но­вив солн­це до тех пор, по­ка не по­бедил вра­гов. После того, как ввел ев­рей­ский на­род в Зем­лю Обе­то­ван­ную и пос­ле окон­ча­ния вой­ны, по­де­лил землю меж­ду ко­ле­на­ми из­ра­иль­ски­ми.

 

СА­МУ­ИЛ

11 век до Рождества Христова. Во времена правления: Саула, Давида (1Цар. 9:17; 16:13).

Стал пре­ем­ни­ком свя­щен­ни­ка Илия. По­мазал на цар­ство пер­вых ев­рей­ских ца­рей – Са­ула, а потом – свя­то­го Да­вида.

 

НА­ФАН

11 век до Рождества Христова. Во времена правления: Давида, Соломона (1Пар.29:29; 3Цар.1:34).

Не до­пу­стил стро­и­тель­ство Да­видом хра­ма, воз­ве­стил Да­виду суд Бо­жий за со­вер­шен­ные им пре­ступ­ле­ния, со­дей­ство­вал по­ма­за­нию Со­ломо­на на цар­ский престол.

 

ДА­ВИД

11-10 ве­ка до Рождества Христова. Во времена правления: Са­ула, затем и сам Да­вид стал пра­ви­те­лем.

Про­ро­че­ство­вал о Хрис­те. По­казывал не­по­ко­ле­би­мой при­мер  ве­ры в Бо­га, по­ка­зал при­мер ис­тин­но­го по­ка­я­ния. По­корил И­еру­са­лим и сде­лал его сто­ли­цею цар­ства ев­рей­ско­го. Благодаря ему была поставлена но­вая ски­ния и пе­ре­нес в нее ков­чег за­ве­та.

 

СО­ЛОМОН

10 век до Рождества Христова. Во времена правления: Да­вида, затем и сам Со­ломон стал пра­ви­те­лем.

Про­ро­че­ство­вал о Мес­сии. Под его началом был построен пер­вый и­еру­са­лим­ский храм. Был са­мым муд­рым ев­рей­ским ца­рем, но в последствии впал в идо­ло­по­клон­ство.

 

ИЛИЯ

9 век до Рождества Христова. Во времена правления: Ахава Израиль­ского (3Цар.17:1 – 4Цар.2:11).

Являлся рев­ност­ным по­бор­ни­ком чис­то­ты ве­ры, гроз­ным об­ли­чи­те­лем идо­ло­по­клон­ства и любого не­че­стия. Им было со­вер­шено не­ма­ло чу­дес, он был взят на Не­бо жи­вым, яв­лял­ся Хрис­ту на го­ре Фа­вор, бу­дет пред­те­чею вто­ро­го при­ше­ствия Спа­си­те­ля на зем­лю.

 

ЕЛИ­СЕЙ

9 век до Рождества Христова. Во времена правления: Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас Израиль­ские (4Цар.2:1-9:1; 13:10-21).

Личным примером по­казы­вал, как нужно по­мо­гать нуж­да­ю­щим­ся. Не боялся го­во­рить ца­рям прав­ду, об­ли­чая их не­че­стие и нак­лон­ность к идо­ло­по­клон­ству. С его име­нем свя­зы­вают мно­же­ство чу­дес.

 

ВЕЛИКИЕ ПРОРОКИ


ИСА­ИЯ

8 — 7 века до Рождества Христова. Во времена правления: Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия и Манас­сия Иудей­ские (Ис.1:1).

Происхождение пророка из царского рода. Его отец, Амос, воспитывал сына в страхе Божьем и в законе Господнем. К пророческому служению пророк Исаия был призван Богом при правлении царя Озии, царя Иудейского, Исаия пророчествовал примерно 60 лет при царях Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манассии (Ис. 1:1).

Пророк Исаия написал книгу пророчеств, которая вошла в свод книг Ветхого Завета. Пророчества изложенные в книге ясны и точны, и за это Исаию называют «ветхозаветным евангелистом» (Иероним, блаженный, Письмо к Павлину). Святитель Кирилл Александрийский говорил, «Исаия есть вместе пророк и апостол, его пророческие изречения имеют ясность евангельской проповеди» (Толкование на Исаию. Предисловие).

Его про­ро­че­ства о Мес­сии, Не­бес­ном И­еру­са­ли­ме, ев­реях и дру­гих на­ро­дах. Им были со­вер­шены ряд чу­дес.


 

И­ЕРЕ­МИЯ

7 — 6 века до Рождества Христова. Во времена правления: Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудей­ские (Иер. 1:1-3)

Иеремия был сыном священника Хелкии из города Анафофа, расположенного недалеко от  Иерусалима. К пророческому служению пророк Иеремия был призван в 15 лет, в эти годы Господь открыл ему, что прежде рождения Он определит его быть пророком. Но Иеремия отказывался, говоря, что он молод и не умеет говорить, но Бог обещал ему всегда быть с ним рядом и охранять его. Бог коснулся уст своего избранника и сказал: Вот Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать (Иер. 1:9-10). И Иеремия 23 года пророчествовал, он обличал иудеев, что они отступники от Истинного Бога и предрек им бедствия. Бог яс­но пред­ска­зал че­рез про­ро­ка И­ере­мию, что за свое не­че­стие и­удей­ский на­род бу­дет по­ко­рен ва­ви­ло­ня­на­ми, и то, что и­удеи бу­дут на­хо­дить­ся в пле­ну у ва­ви­ло­ня­н семь­де­сят лет. И­ере­мия пла­кал о не­че­стии иудеев на раз­ва­ли­нах И­еру­са­ли­ма, но при этом про­дол­жал учить доб­ру ос­тав­ших­ся людей.


 

ДА­НИ­ИЛ

7 — 6 века до Рождества Христова. Во времена правления: На­вухо­до­но­сор II, Вал­та­сар, Да­рий I, Кир II

Происходил Пророк Даниил из знатного иудейского рода. При завоевании Иерусалима Навуходоносором юный Даниил вместе с иудейским народом попал в вавилонский плен. В плену пятнадцатилетний Даниил и другие юноши были определены в школу, в которой их готовили к служению при царском дворе.

Даниил был наделен Богом способностью толкования видений и снов, свою способность Даниил проявил, истолковав приснившиеся Навуходоносору два сна, эти сны сильно смутили царя (Дан. 1, 4).  Благодаря этому Даниил смог возвыситься при дворе, занимая высокие государственные должности при халдейских и персидских царях.

Пророк Даниил пред­ска­зывал близ­кие со­бы­тия и да­ле­ко­го бу­ду­ще­го, предсказал соз­да­ние Рим­ской им­пе­рии, и о том, ког­да ро­дит­ся Иисус Хрис­тос. Он пред­ска­зал вре­мя рож­де­ния Спа­си­те­ля и Его смерть, кроме того он предсказал раз­ру­ше­ние И­еру­са­лим­ско­го хра­ма и  го­ро­да Иерусалима, пре­кра­ще­ние вет­хо­за­вет­ных жертв.


 

И­ЕЗЕ­КИ­ИЛЬ

7 — 6 века до Рождества Христова.Во времена правления: На­вухо­до­но­сор II

Родился пророк Иезекииль в Иерусалиме, в семье священнослужителя Вузия, его род происходил из колена Левиина. Он был священником.

После второго нашествия на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, в двадцатипятилетнем возрасте Иезекииль попал в Вавилон вместе с иудейским народом и царем Иехонией II. В пятый год своего пленения ему было открыто пророческое служение, которому он посвятил свою жизнь. Пророк Иезекииль был наделен от Господа даром чудотворения. Он, таким же образом, как и пророк Моисей, молитвой к Господу разделил воды реки Ховара, и народ иудейский перешел на другой берег, тем самым избежав преследования халдеев. Во время сильного голода пророк Иезекииль попросил у Господа умножения пищи для голодавших.

По преданию, его убили по приказу иудейского князя за изобличение его в идолопоклонстве.


МАЛЫЕ ПРОРОКИ

 

АВ­ДИЙ

9 век до Рождества Христова. Во времена правления: Ахав Из­ра­иль­ский.

Про­ро­че­ство­вал о пред­сто­я­щей ги­бе­ли Едо­ма, воз­ве­стил суд над все­ми на­ро­да­ми и обе­то­ва­ние о спа­се­нии Из­раи­ля.

 

И­ОНА

9-8 ве­ка до Рождества Христова. Во времена правления: И­еро­во­ам II Из­ра­иль­ский.

Про­ро­че­ство­вал о судь­бах из­ра­иль­ско­го на­ро­да, «при­ра­ще­ние» тер­ри­то­рии Из­раи­ля, стра­да­ни­ях Спа­си­те­ля, за­пу­сте­нии И­еру­са­ли­ма Пре­ду­пре­дил Ни­невию, сто­ли­цу Ас­си­рии, о не­об­хо­ди­мо­сти по­ка­я­ния.

 

И­ОИЛЬ

8 век до Рождества Христова. Во времена правления: И­оас И­удей­ский.

Пред­ска­зал о нас­туп­ле­нии все­об­ще­го су­да и от­да­лен­ных вре­ме­нах Мес­сии. Пред­ска­зал о том, что Дух Свя­той изо­ль­ет­ся на вся­кую плоть без раз­ли­чия по­ла, воз­рас­та и сос­то­я­ния.

 

АМОС

8 век до Рождества Христова. Во времена правления: Иерово­ам II Израиль­ский (Ам.1:1).

Воз­ве­щал при­бли­же­ние Су­да Гос­под­ня. Об­ли­чал не­до­стат­ки об­ще­ства: со­ци­аль­ную нес­пра­вед­ли­вость и не­ра­вен­ство, при­зы­вал к ми­ло­сер­дию в от­но­ше­нии бед­ных и уни­жен­ных. Из­бран­ни­че­ство Из­раи­ля по­ни­мал как вы­со­кую ме­ру от­вет­ствен­но­сти пе­ред Бо­гом.

 

ОСИЯ

8 век до Рождества Христова. Во времена правления: Иерово­ам II Израиль­ский (Ос.1:1).

Про­ро­че­ство­вал о Хрис­те. Об­ли­чая без­за­ко­ния из­ра­иль­тян, воз­ве­щал им ве­ли­кие бед­ствия от ино­пле­мен­ни­ков и пе­ре­се­ле­ние в плен ас­си­рий­ский. Пред­ска­зал, что пре­кра­тит­ся вет­хо­за­вет­ное жерт­во­при­но­ше­ние и не бу­дет А­аро­но­ва свя­щен­ства и что по всей зем­ле рас­про­стра­нит­ся ис­тин­ное Бо­гопо­зна­ние.

 

МИ­ХЕЙ

8 век до Рождества Христова. Во времена правления: Иоафам, Ахаз, Езекия Иудей­ские (Мих.1:1).

Пред­ска­зы­вал па­де­ние Се­вер­но­го и Юж­но­го Царств. Это бу­дет Божье на­ка­за­ние, по­ка­зы­ва­ю­щее, как Бог за­бо­тит­ся о Сво­ем на­ро­де. Объ­явил о пред­сто­я­щем рож­де­нии Мес­сии.

 

НА­УМ

8-7 ве­ка доРождества Христова. Во времена правления: Ма­нас­сия И­удей­ский.

Пред­ска­зы­вал по­ги­бель Ни­невии, зас­лу­жив­шей та­кую участь сво­им идо­ло­по­клон­ством, осо­бен­но же раз­вра­том и кол­дов­ством, чрез ко­то­рое она по­ра­бо­ща­ла на­ро­ды.

 

СО­ФОНИЯ

7 век до Рождества Христова. Во времена правления: Иосия Иудей­ский (Соф.1:1).

Про­ро­че­ство­вал о раз­ру­ше­нии И­удей­ско­го цар­ства, при­зы­вал к по­ка­я­нию.

 

АВ­ВА­КУМ

7-6 ве­ка до Рождества Христова. Во времена правления: И­осия, И­оахаз, И­оаким, И­ехо­ния, Се­декия И­удей­ские.

Пред­рек раз­ру­ше­ние И­еру­са­лим­ско­го хра­ма, Ва­вилон­ское пле­не­ние и воз­вра­ще­ние плен­ных на ро­ди­ну.

 

АГ­ГЕЙ

6 век до Рождества Христова. Во времена правления: Дарий I (1Ездр.6:14).

При­зы­вал на­род к по­ка­я­нию. Об­ли­чал на­род, за­бо­тя­щий­ся о сво­их жи­ли­щах, а не о до­ме Бо­жи­ем. Об­ли­чал вы­со­ко­ме­рие стро­и­те­лей вто­ро­го И­еру­са­лим­ско­го хра­ма, по­ла­гав­ших, что ра­бо­та на свя­том мес­те уже де­ла­ет их свя­ты­ми.

 

ЗА­ХАРИЯ

6 век до Рождества Христова. Во времена правления: Дарий I (Зах.1:1).

Под­роб­ные про­ро­че­ства о гря­ду­щем Мес­сии (бу­ду­щее яв­ля­ет­ся аре­ной но­во­го мес­си­ан­ско­го ве­ка, но на­род не дол­жен ув­ле­кать­ся об­ман­чи­вой на­деж­дой на Мес­сию, как на по­ли­ти­че­ско­го за­во­е­ва­те­ля – для это­го про­рок воз­ве­ща­ет о Его стра­да­ни­ях на зем­ле.

 

МА­ЛАХИЯ

5 век до Рождества Христова. Во времена правления: Не­емия.

Об­ли­чал на­род еврейский за не­до­ста­ток усер­дия в жерт­вах, свя­щен­ни­ков – за то, что народ ук­ло­няется от ве­ры, говорил им о су­де Бо­жием за по­ро­ки и бо­го­хуль­ство; в то же вре­мя про­ви­дел сла­ву вто­ро­го хра­ма и яс­но пред­ска­зы­вал при­ше­ствие Мес­сии, яв­ле­ние Пред­те­чи и гря­ду­щий Суд Бо­жий.