Степан Разин
Разин Степан Тимофеевич, атаман донского казачества, был предводителем крупнейшего народного восстания 1670 — 1671 годов, которое было названо Крестьянской войной.
Будущий предводитель донских казаков родился в станице Зимовейская в 1630 году, но точная дата рождения до сих пор оспаривается историками. В некоторых источниках указывается, что место рождения Степана Разина город Черкасск.
Отметим, что есть одно историческое совпадение, а именно то, что здесь через сто лет появится на свет еще один легендарный атаман — Емельян Пугачев.
Отец Степана, будущего атамана Тимофей Разя был родом из Воронежского края, но причины переселения на берега Дона остаются неясными.
Молодой Тимофей прижился среди вольных поселенцев и вскорости даже стал домовитым казаком. Тимофей участвовал в военных походах и отличался в них отвагой и смелостью. Из одного похода казак привел в свой дом плененную турчанку и вскорости женился на ней. В их семье родилось три сына – Иван, Степан и Фрол. Крестным отцом Степана стал сам атаман казачьего войска Корнила Яковлев.
О Степане Тимофеевиче Разине, предводителе крестьянского восстания, мы знаем не только по школьной истории, но и по знаменитой песне о нем «Из-за острова на стрежень», текст этой песни был написан самарским фольклористом и поэтом Дмитрием Садовниковым в 1872 году. Но это не единственное звено, которое связывает Самарский край с легендарным народным героем. Надо отметить, что в 1670 — 1671 годах власть в Самаре целых 10 месяцев принадлежала выборным Донским атаманам, сподвижникам Степана Разина.
Первые упоминания об Степане Разине в исторических документах датируются 1661 годом, тогда в хрониках казачьих походов на Крымское ханство и Османскую империю неоднократно отмечалась доблесть братьев Разиных – Ивана, Степана и Фрола. В 1662 году Степана Разина избрали верховным атаманом. Но его братья также стали видными людьми казачества, но занимали места в казачьей иерархии ниже Степана.
В ходе сражения с турками в 1662 году при Молочных Водах на Крымском перешейке Донские казаки одержали убедительную победу и вернулись из похода на Дон с богатыми трофеями. Но в 1665 году произошел серьезный конфликт, так как царский воевода князь Юрий Долгоруков повесил старшего брата Ивана за то, что тот самовольно ушел на Дон во время войны с Речью Посполитой. Такое событие в сочетании с усиливавшимися попытками лишить казаков завоеванных кровью вольностей не могло не оказать воздействия на свободолюбивого Степана Тимофеевича Разина.
Именно это существенное событие стало поворотным во всей дальнейшей судьбе Донского атамана Степана Разина. На ближайшем казачьем кругу он заявил, что будет мстить лично князю Юрию Долгорукову и всей московской власти в целом, а кроме того, что он собирается добиваться вольной и благополучной жизни для всего казачества, находящимся под его началом.
Таким образом неприязнь Степана Разина к московскому правительству переросла в открытую войну против самодержавного режима. Тем самым с 1667 года весь путь по реке Волга в Персию из-за действий мятежных казаков оказался блокированным, но создавшаяся ситуация больше всего волновало вовсе не русские государственные власти, а европейские торговые представительства находящиеся в Москве, которые теряли свои прибыли.
В том же году многотысячное казачье войско под предводительством Степана Разина двинулось в поход на Нижнюю Волгу и на Яик, а потом уже к персидским городам расположенным на Каспийском побережье. В российской истории этот поход получил название «поход за зипунами». Как раз в тот период, скорее всего произошел тот самый известный и печальный эпизод с персидской княжной, о котором повествуется в песне «Из — за острова на стрежень».
Во время своего похода по персидскому побережью Каспийского моря, казацкое войско разграбило город Астрабад, в котором перерезали все мужское население, а более восьмисот молодых девушек и женщин взяли с собой. Из их числа Степан Разин и его приближенные казаки отобрали около полусотни самых красивых женщин, а остальные несчастные после общего трехнедельного загула и оргий были казнены. Впрочем, Степан Разин не жалел даже понравившихся ему красивых девушек, что и было отражено в известной всем песне.
В 1668 — 1669 годах Донские казаки Степана Разина, как правило занимались лишь грабежом царских и иностранных судов на Нижней реке Волге, но с весны 1670 года действия казаков приобрели характер открытого народного восстания. Казачий атаман Степан Разин рассылал по городам агитационные листовки, которые в то время именовались «прелестными письмами» (от слова «прельщать»). В них восставшие казаки от имени Степана Разина призывали простых горожан не платить грабительские налоги в царскую казну, перебить опостылевших им градоначальников и перейти на службу казацкому атаману. Но при этом Степан Разин не собирался (как минимум на словах) свергать государя Алексея Михайловича, но при этом объявил себя врагом всей официальной государственной власти — воевод, представителей церкви, которых он обвинил в «измене» царю.
Степан Разин. Художник В.И. Суриков
В занятых Степаном Разиным городах и крепостях, как правило убивали или в лучшем случае изгоняли представителей государственной власти, а взамен ее вводилось казачье градоустройство. Но, вожаками становились не сам Степан Разин или его казаки, а местные неформальные лидеры, что и произошло в Самарском крае.
Согласно архивных документов, в близлежащих окрестностях Самары казаки Степана Разина появились 31 мая 1670 года. В те времена на месте города Самары стояла крепость, обнесенная высоким частоколом и со сторожевыми башнями на углах. Внутри крепости для обороны находился небольшой гарнизон возглавляемый воеводой Иваном Алфимовым, ему подчинялось около сотни конных и двести пеших стрельцов и еще нескольких пушкарей. Около стен крепости располагались посадские и крестьянские подворья, торговые лавки и базар.
Захватив сначала слободу, повстанцы начали штурм самой крепости. Ими были сожжены две сторожевые башни, но прорваться внутрь крепости повстанцам так и не удалось, после чего они были вынуждены отступить вниз по реке Волге.
Новые отряды казаков Степана Разина стали прибывать к Самаре 26 августа. К этому времени сделали свое дело «прелестные письма», с их помощью настроения горожан резко развернулись в сторону отрядов Степана Разина. Казачье войско к стенам крепости Самары прибывало в течение трех дней, а 28 августа, когда казаки начали решительный штурм крепости, жители Самары подняли восстание и открыли ворота крепости и встретили казаков, как дорогих гостей хлебом и солью и колокольным звоном.
Самарский воевода Иван Алфимов, еще несколько дворян и подьячих были схвачены и утоплены. На сторону восставших казаков вместе со своими дружинами перешли оба стрелецких сотника — Михаил Хомутов и Алексей Торшилов. А через день Самарой стал управлять местный посадский житель Игнат Говорухин, а военным отрядом — выборный атаман Иван Константинов, которые объявили народу вольную и освободили все население от податей.
После успешного взятия крепости Самары войско Степана Разина направилось на Симбирск, собираясь следом за ним брать штурмом города Казань с Нижним Новгородом. Но благодаря лазутчикам, о походе казаков вверх по реке Волге тут же стало известно властям.
Как известно, для Степана Разина этот поход стал роковым. Казачье войско в сражении с государственными войсками под Симбирском 4 октября потерпели поражение, а сам Степан Разин был ранен, и с небольшим отрядом сподвижниками отступил вниз по реке Волге в Донские степи, там он надеялся восстановить свое войско.
Но в Самаре так и продолжали верховодить сторонники Степана Разина. Для укрепления обороны Самарской крепости вскоре пришел отряд яицких казаков под командованием атамана Максима Бешеного. Таким образом в 1670 году многие приволжские города из-за вольницы атамана Степана Разина фактически вышли из-под повиновения Москвы, отказались платить налог в государственную казну, и не отправляли в столицу свои товары. Государь Алексей Михайлович таким положением был крайне недоволен, и своим указом повелел собирать войско, для того, чтобы «вора Стеньку изловить, а воров холопов в Самаре, Саратове, Царицыне и Астрахани повесить».
Для установления численности восставших в прибрежных городах, и для того, чтобы узнать, какими средствами они владеют, в течение наступившей зимы в Самарский край для разведки были направлены лазутчики. В частности, из Самары от засланных шпионов пришло сдонесение, что «в городе Самаре нас распознали, держали скованными и собирались казнить, но нам помогли бежать верные государю люди. В крепости находятся всего 90 яицких, 10 донских и около 300 новоприборных казаков. А всего в крепости 700 человек, есть пять пушек, но нет для них пороха, и мало съестных и хлебных запасов».
В середине зимы глава восставшей Самары Игнат Говорухин был очень обеспокоен тем, что в вот уже несколько месяцев не поступало никаких известий о судьбе казацкого атамана Степана Разина, которого народ Самары еще в августе признал верховным атаманом всего волжского края. Через некоторое время от царских доносчиков находившихся в Самарской крепости в Симбирскую приказную избу поступило донесение о том, что из крепости Самары вниз по реке Волге был послан казачий атаман Максим Бешеный с отрядом казаков, для поиска Степана Разина. Кроме того, следом для связи с предводителем были снаряжены и отправлены другие группы Самарских повстанцев на города Саратов, Царицын и Пензу, но все группы вернулись ни с чем. И только с наступлением весны 1671 года в Самару стали приходить сведения о том, что атаман Степан Разин схвачен правительственными войсками.
В наше время известно, что в плен легендарный атаман попал в результате предательства со стороны его ближайшего окружения, которое сочло его виновным в неоправданных устремлениях и то, что он переоценил свои силы. И в итоге 14 апреля 1671 года в донском городке Кагальник атаман Степан Разин вместе со своим родным братом Фролом был схвачен его же бывшим соратником атаманом Константином Яковлевым, который и выдал предводителя восстания царским властям
После допросов и пыток атаман Степан Разин 6 июня был казнен — четвертован в Москве на Лобном месте.
Как сообщает курляндский дипломат Якоб Рейтенфельс, Степан Разин вместе со своим братом Фролом был подвергнут жестоким пыткам. В сырой темнице его с братом, хлестали коженным кнутом, жгли огнем, капали на голову ледяную воду и подвергали еще многим другим изощренным пыткам. Тело Степана Разина было уже все изъязвлено, и по этому удары кнута попадали на обнаженные кости атамана, а он пренебрегал этим, что не только не кричал, но даже не стонал и упрекал своего брата, который вместе с ним разделял страдания и был менее вынослив, в малодушии и изнеженности.
После казни Степана Разина, правительство начало жестокие репрессии и расправы над остальными повстанцами. В течение года около 100 тысяч повстанцев и им сочувствовавших били казнены, а многие были посажены на кол. В течение летнего периода 1671 года по реке Волге плыли плоты с повешенными на виселицах повстанцев — в назидание бунтовщикам.
Но несмотря на это, близкие сподвижники Степана Разина не верили в смерть своего легендарного атамана, и продолжали военные действия с государственной властью. Уже после пленения атамана в Самару из Астрахани пришел большой отряд казаков под командованием атамана Федора Шелудяка, который воссоединился с находящимися здесь казаками Ивана Константинова и двинулся с ними на взятие Симбирска. С атаманом Шелудяком пошли и около сотни самарских жителей. Но и, как в первом походе на Симбирск, в этом бою под Симбирском казаки потерпели поражение, и оба атамана с остатками своих казаков были вынуждены бежать обратно в крепость Самару. Но казаки не знали, что 27 июня в Самару без боя вошли государевы войска, которые ко всему прочему схватили главу восставшей Самары Игната Говорухина и еще нескольких близких ему людей. Попался в устроенную правительственными войсками засаду и вернувшийся в город Иван Константинов, но атаману Федору Шелудяку с небольшим количеством казаков на струге удалось уйти от погони. И лишь в 1672 году Федор Шелудяк был схвачен в Астрахани и через некоторое время его казнили. Впоследствии именем Федора Шелудяка была названа одна из вершин в Жигулевских горах.
Но существует легенда о Федоре Шелудяке: Наиболее известной считается легенда, которая рассказывает о сподвижнике Степана Разина атамане Федоре Шелудяке, который, не желая сдаваться правительственным войскам, бросился с высокого утеса на камни, но не суждено было ему погибнуть так, как камни раздвинулись, и оказался атаман Федор Шелудяк во владениях Хозяйки Жигулевских гор. Многие годы провел атаман во владениях хозяйки Жигулевских гор, но так и не познал в них счастья и потому умер с тоски. Хозяйка Жигулевских гор была очень опечалена, лишившись своего любимого друга. Так вот и плачет она поныне, а слезы ее стекают в Каменную чашу Самарской Луки.
Что же касается города Самары, то ее жителям после поражения восстания пришлось принести государю повинную и в течение нескольких лет платить большую пошлину в царскую казну. Воеводой Самарской крепости был поставлен стольник Вавил Эверлаков. Этим же летом были приговорены к смерти и казнены Константинов, Говорухин и некоторые другие предводители восставшей Самары, а еще более сотни горожан были сосланы в Холмогоры на вечное поселение.
После похождений Стеньки Разина по реке Волге в народе о нем были сложены многочисленные легенды. Самые распространенные из них рассказывают о кладах Степана Разина, которые либо сам легендарный атаман, либо его доверенные казаки якобы закопали где-то в Жигулевских горах. В настоящее время на Самарской Луке насчитывается не менее пяти пещер, названных именем Степана Разина, а именно у сел Малая Рязань и Шелехметь, у подножий Молодецкого и Усинского курганов, а так же на горе Печора, что стоит на берегу реки Усы. За прошедшие сотни лет сокровища Степана Разина в этих местах пытались многие кладоискатели, в том числе и владельцы Самарской Луки графы Орловы — Давыдовы, однако удача до сих пор так и никому не улыбнулась.
Необходимо отметить, что к народному восстанию Степана Разина было приковано большое внимание всей Европы, так как от его исхода зависела судьба важных торговых путей по реке Волге, связывавших европейские государства с Персией.
Статьи в прессе и даже книги о народном восстании и о его предводителе Степане Разине еще до окончания восстания появились в Англии, Нидерландах, Германии и других европейских странах, которые часто были пожалуй фантастическими в своих подробностях, особенно они касались о русской дикости. Кроме того, много иностранцев стали свидетелями прибытия плененного Степана Разина в Москву и его казни, так как правительство Алексея Михайловича было в этом очень заинтересовано и всячески стремилось донести весть до Европы в окончательной и полной победе над восставшим народом.
Интересно и то, что казацкий атаман Степан Разин, по видимому, стал первым русским человеком, о котором в Европе была защищена диссертация на звание магистра истории. Это знаменательное событие состоялось 29 июня 1674 года в Виттенбергском университете Германии. А стал автором этого научного труда о легендарном казацком атамане Иоганн, работа которого в XVII—XVIII веках неоднократно переиздавалась в разных европейских странах.
Клады Степана Разина
Совершившаяся на Красной площади в Москве казнь атамана Степана Разина дала начало многочисленным исследованиям таинственных и загадочных явлений. Когда подручные палача потащили на плаху родного брата Степана Разина Фрола, тот крикнул: «Слово и дело государево!». А потом сказал, что он знает тайну писем и кладов своего брата Степана.
Тем самым казнь Фрола была отсрочена, но его жестоко пытали, а о его показаниях было сообщено царю Алексею Михайловичу, который проявлял живой интерес ко всем слухам о кладах Степана Разина. Так как по отпискам воевод, бояр и всяких других богатых людей, атаман награбил зело много добра всякого.
Кладов Степана Разина насчитывается огромное множество. По берегам реки Волги, где некогда промышлял легендарный атаман со своими лихими казаками, некоторые холмы с тех пор носят названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина. В разинских «Буграх», по народному поверью, легендарный атаман в глубоких погребах спрятал свое добро, и теперь оно лежит там «заговоренное, а сам Степан Разин жив и до сих пор, сидит где-то в Жигулевских горах, стережет свои сокровища, – так обобщает легенды о них знаменитый русский собиратель сказок А.Н. Афанасьев.
А по поводу того, что Степан Разин сам себя определил в сторожа, Н. Аристов привел версию — клал Степан клады не с тем, чтобы взять обратно, а потому, что некому было передать на сбережение. Или по желанию, чтобы его сокровища не достались никому, особенно недостойным людям.
Словно чуял Степан Разин, что он – великий грешник, и не будет знать он смерти на земле, что будут его мучить силы преисподней неслыханной мукой. По некоторым преданиям, мучается он в жигулевских горах — будто у него две бабьи груди и обе сосут змеи.
По народным преданиям, легендарный атаман был не вором и разбойником, а защитником простых людей. Нарушителями народных интересов и прав были помещики и воеводы, потому и неудивительно, что во многих легендах и сказаниях говорится, что клад Степана Разина зарыт для бедных и гонимых.
Но хотя рассказов о кладах Степана Разина много, ни один из этих до сих пор не найден, хотя как будто известны точные места их захоронения и даже «зароки», на которые эти клады положены. А не найдут их потому, что Степан Разин был колдуном и чернокнижником. И Марина жена его, тоже была колдуньей, чарами чаровала и свои собственные клады имела – золото и серебро в заговоренных бочках, и клады ее сам Степан Разин разгадать не мог.
Когда поймали Марину и ее сотоварищей, почти за каждым из них числился клад. Но Степан Разин ушел и спрятался в берегу между рекой Окой и Волгой, и до сих пор там живет: весь оброс мохом, не знать ни губ, ни зуб». А не умирает он оттого, что мать-земля не принимает его, столько он нагрешил, насвятотатствовал, что не может сойти в землю. Ушел Степан Разин в сторожа своему кладу, и будет жить, пока жив клад, тем самым обрел он свое разбойничье бессмертие.
Легенда о том, что не только клады легендарного атамана «заговоренные», но и сам он был «заговоренный» и неуязвимый, существовала еще при жизни атамана Степана Разина. Царицынский воевода еще в 1610 году отписывал царю: «Того атамана и есаула Разина ни пищаль, ни сабля – ничего не берет». А в народе говорили так: «У Стеньки кроме людской и другая сила была – он себя с малых лет нечистому продал, не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму, по реке Волге плывет и вдруг на воздух над ней поднимался, потому как был чернокнижником».
Клады Степана Разина особые, они спрятаны в землю на голову человеческую, а то и на несколько голов. Чтобы добыть их, «кладоискатель» должен погубить известное «заговоренное» число людей, и тогда уж клад достанется без особых затруднений. Иногда клад зарыт на «счастливого», но это бывает очень редко. Тогда «знаком клада» являются черная кошка или собака. В этом случае надо идти за такой кошкой или собакой, а когда она замяукает или залает, надо ударить ее изо всех сил и крикнуть: «Рассыпься!». И уж потом в этом месте начинать копать.
На реке Волге среди казаков, бурлаков и другого люда долго бытовало поверье, будто по ночам Степан Разин объезжает все места, где положил свои клады – по городищам и пещерам, по горам и курганам, а то и просто вдоль великой реки Волги-матушки, – и проверяет. Видели его будто бы в заломленной папахе на белом коне, промчится он – только его и видели. А то в струге плывет под белыми шелковым парусом.