Семь смертных грехов

 

Крест с Иисусом ХристомСмертные грехи

В истории человечества грех никогда не считался явлением естественным и, тем более нормальным. В древние времена, видимо, не было ни одного народа, ни одной культуры или цивилизации, в которых бы отсутствовало понятие греха.

В Православной Христовой Церкви деление грехов на смертные и не смертные достаточно условное, так как любой человеческий грех отдаляет его от Бога. Песчинки могут превратиться в камень, таким же образом и мелкие грехи, если их оставлять без внимания, могут привести человека к серьёзным и возможно необратимым последствиям.

Перечень смертных грехов представляет собой некий список не конкретных поступков, а основные категории, которые можно разделить на множество преступлений против Божьей воли.

7 смертных грехов:

1)      Гордость (гордыня, самолюбие, высокомерие, тщеславие, упрямство);

2)      Зависть (досада от чужого благополучия, злорадство при чужих несчастьях);

3)      Чревоугодие (обжорство, пьянство);

4)      Блуд (похоть, супружеская измена, близость до брака, содомия, рукоблудие);

5)      Гнев (ненависть, оскорбления, обиды, жестокость, рукоприкладство);

6)      Алчность (жадность, скупость, сребролюбие);

7)      Уныние (утрата надежды на Бога, тоска, печаль, отчаяние).

Грехи против Святого Духа:

1. Грешить, дерзко рассчитывая на милосердие Божие.
2. Отчаиваться или сомневаться в милосердии Божием.
3. Противиться узнанной христианской истине.
4. Завидовать благодати Божией, данной ближнему.
5. Откладывать покаяние до самой смерти.

Грехи по соучастию:

1. Уговаривать согрешить.
2. Приказывать согрешить.
3. Позволять грех.
4. Побуждать ко греху.
5. Хвалить грех другого.
6. Сохранять безразличие, если кто-то согрешил.
7. Не бороться с грехом.
8. Помогать согрешить.
9. Оправдывать чей-либо грех.

Грехи, вопиющие к небесной каре:

1. Сознательное человекоубийство.
2. Грех содомский (гомосексуализм, др. половые извращения).
3. Угнетение бедных, вдов и сирот.
4. Лишение платы за исполненный труд.

Условия хорошей исповеди:

1. Испытание совести.
2. Искреннее сокрушение о грехах.
3. Твёрдое намерение исправиться.
4. Искренняя исповедь.
5. Удовлетворение за грехи Богу и ближнему.

 

И нужно помнить, что каждому человеку предстоит Справедливый Суд Божий.

 

Святые Отцы о грехе

Святитель Иоанн Златоуст:

Вспомяни о конце своем — и не будешь грешить. Помни всегда о смерти и твоя мысль не будет испытывать колебаний.

И помни, что грех исповеданный уменьшается, а грех неисповеданный становится больше.

Преподобный Нил Синайский:

Если хочешь быть выше всякого греха, то не старайся узнавать о чужих грехах, в тебе много того же, в чем подозреваешь других.

Святитель Тихон Задонский:

Грешника губит не множество грехов, а нераскаянность.

 

Условное понятие о смертном грехе

Необходимо помнить об условности перечисленных смертных грехах в Православии. Любой грех несёт в себе угрозу человеку и требует покаяния. И нужно помнить, что любой грех может быть прощён Богом. Смертным грехом является тот, который остался нераскаянным. Господь примет и простит кающегося грешного человека.

 

10 заповедей

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных.  Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.

В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.

5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботится о них. Даже если родители недостаточно хорошо заботились о тебе, твой долг заботится о них более того, чего, на твой взгляд они заслуживают.

Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших – делает семьи крепче, а людей счастливее.

6. Не убий.

Бог дает человеку жизнь и только Он в праве ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу.

Самоубийство – едва ли не самый страшный грех, в котором человек не сможет покаяться.

Шестая заповедь запрещает аборты, ведь, уже с момента зачатия ребенок несет в себе искру Божию, а потому аборт приравнивается к убийству.

Люди, подверженные вредным привычкам, которые в итоге сокращают их жизнь, также грешат против шестой заповеди.

7. Не прелюбодействуй.

Седьмая заповедь запрещает любые незаконные связи человека. Законной связью, согласно Библии, является связь узами брака и только между представителями противоположных полов, не являющимися родственниками.

Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. Например за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

8. Не укради.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже его имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другим людям.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности;
  • грабеж или кража;
  • обман в делах, подкуп, взяточничество;
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.

9. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни или пересуды.

10. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она ново-заветная по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехе. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (или причине) этой проблемы.