Русские Святые Воины — Защитники Отечества!

 

1. Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

Святой равноапостольный великий князь Владимир СвятославичВсем известно, что мы обязаны князю Владимиру верой во Христа и нашей великой русской культурой.

В молодости же князь Владимир был язычником и часто его поступки были жестокими и неблагородными. Но, познав истинную веру, князь прошёл через глубочайшие внутренние духовные изменения, стал постоянно молиться, заниматься благотворительностью, строить храмы и княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению Руси в Православие, святой князь сумел заключить союз с Византией — самым сильным и культурным государством того времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому князю Владимиру и на воинской стезе: князь основательно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство русское, присоединил земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

А также, святой Владимир утихомирил беспокойных соседей с востока из Великой степи, которые докучали постоянными грабительскими набегами: кроме того он в нескольких походах разбил волжских булгар и хазар и заключил с ними выгодный мир, при этом обложил кочевников данью.

За его апостольскую деятельность и благочестивую жизнь после принятия крещения, а также заботу о благе и безопасности своего народа Православная Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

2. Преподобный Илия Муромец

Преподобный Илия МуромецСвятой Илия Муромец жил в 12 веке. Он происходил из простой крестьянской семьи и, как повествует предание, в детстве и юности Илия страдал параличом, однако был чудесным образом исцелен молитвами странников.

Обретя здравие он принял решение встать на путь защитника отечества — воинского служения, он вступил в дружину киевского князя и многие годы охранял границы великой Руси, где и смог прославиться воинскими подвигами и невиданной силой.

Достоверных данных о его ратной жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов.

В преклонном возрасте богатырь Илия Муромец поступил в Киево — Печерский монастырь, где принял постриг монаха и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, предположительно в конце восьмидесятых годов 12 века.

В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован Православной Церковью в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря Илию своим покровителем.

3. Благоверный великий князь Дмитрий Донской

Благоверный великий князь Дмитрий Донской

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории Русского государства, чем крещение Руси — освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига.

Великий князь Московский перешёл от междуусобной борьбы с другими русскими князьями к общим интересам всего Отечества. Великий князь Димитрий Донской сумел объединить русские княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси.

Это решение для князя было тяжёлым, так как крупных побед над татаро — монголами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Дмитрий в связи с этим ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил князя в своей молитвенной поддержке и даже дал в помощь Дмитрию двух иноков своего монастыря.

В результате русская армия под руководством князя Димитрия на Куликовом поле смогла разбить орду Мамая и тем самым положил начало освобождения от татаро — монгольской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу на Куликовом поле князь получил прозвище «Донской».

4. Преподобный Александр Пересвет

Преподобный Александр ПересветПреподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которым дал свое благословение игумен преподобный Сергий Радонежский в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве.

Эти два схимника до принятия монашества были ратниками и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле брани по мысли преподобного Сергия Радонежского должно было воодушевить русскую рать.

Перед началом сражения с татаро — монголами Александр Пересвет вступил в единоборство с Челубеем, по преданию он владел оккультными магическими навыками, с помощью которых он мог вселить страх в любого противника.

Но в поединке с православным монахом, у которого не было даже доспехов, оставаясь в схиме, Челубею это не помогло. После столкновения в схватке оба поединщика пали мёртвыми, а сам Челубей был выбит из седла в сторону противника, а это в те времена считалось победой Пересвета.

5. Преподобный Андрей Ослябя

Преподобный Андрей ОслябяЭто был второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, который принимал сражение на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя также, как и Пересвет бился без доспехов в своих монашеских одеждах.

Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от вражеских мечей. Свою задачу преподобный Андрей выполнил, но пал в том бою, однако князь Димитрий благодаря его помощи уцелел.

До того, как принять постриг в монахи — Андрей Ослябя был известным боярином и профессиональным ратником. Предполагается, что он командовал московской тысячей в Пьянском побоище.

 

6. Благоверный князь Довмонт Псковский

Благоверный князь Довмонт ПсковскийСвятой князь Довмонт (в крещении имя его Тимофей) происхождением из литовского княжеского рода, был младшим современником святого благоверного князя Александра Невского.

В 1265 году, князь был вынужден бежать из Литвы с дружиной и с 300 литовскими семьями в Псков, спасаясь от междоусобиц литовских князей.

Псковская земля стала его второй родиной, в псковщине он принял крещение и уже через год за его доблесть и истинную христианскую добродетель псковский народ избрал его своим князем.

В течение 33-х лет князь Довмонт Псковский управлял Псковом и был единственным князем за всю историю Пскова, которому удалось так долго существовать в мире и согласии с псковским вечем. Он отличался справедливостью и строгостью в слежении за правосудием других, отличался щедростью и творил милостыню, принимая нищих и странников, чтил церковные праздники, был покровителем храмов и монастырей и даже сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святому много раз пришлось защищать свободу Пскова от различных западных неприятелей. Перед тем, как участвовать в битве, святой Довмонт Псковский посещал храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовного отца, который препоясывал ему меч.

В 1268 году князь Довмонт Псковский стал одним из героев исторического сражения при Раковоре, где русская дружина смогла одержать победу над датскими и немецкими дружинами, а свою последнюю победу князь одержал 5 марта 1299 года на берегах реки Великой, там он с малой дружиной смог разбить большое немецкое войско.

7. Святой благоверный князь Александр Невский

Святой благоверный князь Александр НевскийСвятой благоверный Великий князь Александр Ярославич родился 30 мая 1220 года в городе Пе­рея­слав­ле-За­лес­ском. Князь Александр был защитником и строителем Русской земли и Русского государства.

В 1240 году князь одержал победу над шведами на реке Неве, за ту победу он получил своё летописное прозвище Александр Невский, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей.

Позже князь Александр Невский изменил свою тактику и перешел от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы, его дружиной было уничтожено большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом, благодаря этому там запросили мира.

Перед каждым сражением князь Александр усердно молился и просил Божией помощи, а в своей княжеской жизни был мудрым и рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.

Перед своей смертью (предполагают, что он был отравлен в Орде), князь Александр Невский принял монашеский постриг с именем Алексей.

8. Праведный Феодор Ушаков

Праведный Феодор УшаковАдмирал Фёдор Фёдорович Ушаков принимал участие в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляемый им Черноморский флот России, адмиралом Ушаковым были несколько раз разгромлены турки, а полностью турецкий флот был уничтожен при Калиакрии.

Так же адмирал Федор Ушаков участвовал в освобождении греков Ионических островов от французских завоевателей, там он стал автором Конституции и благодаря ему, там были заложены основы народного правления.

Как флотоводец, адмирал Фёдор Ушаков стал основзахвату морской крепости Корфу с помощью корабельного десанта.

Родной дядя Адмирала Ушакова, также Фёдор Ушаков, принял постриг в монахи Санаксарского монастыря располагавшегося в Мордовии. Влияние дяди и воспитание его родителей послужили основой к глубокой вере, и личному благочестию адмирала Ушакова: он регулярно посещал службы в храме, был скромен в быту, а свои сбережения неоднократно жертвовал на обустройство бытовых условий нижних чинов и семьям погибших матросов.

Будучи в отставке, в разгар Отечественной войны 1812 года Фёдор Ушаков пожертвовал своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.

9. Праведный Иоанн Русский

Праведный Иоанн РусскийИоанн был потомственным казаком, он был рожден в семье благочестивых родителей на землях Войска Запорожского в Русском царстве примерно в 1690 году.

Достигнув своей зрелости, Иоанн был рекрутирован в армию Петра Великого, который в то время (1710 — 1713 году) вёл войну с Турцией за выход к Черноморскому побережью.

К сожалению о его воинских подвигах сведений в летописи не сохранилось, но с уверенностью можно сказать, что он был настоящим солдатом и защищал своё отечество до своего пленения во время Прутского похода Петра I, вместе с другими солдатами он был взят в плен союзниками турецких войск татарами. После пленения Иоанна продали в рабство.

Иоанну было предложено принять ислам, но он твёрдо отказался от принятия чуждой ему веры, за это он был подвергнут издевательствам со стороны своего хозяина. Несмотря на это, он честно и усердно выполнял порученную работу, понимая её как свой христианский долг.

Но со временем, его незлобие, трудолюбие и его готовность помочь нуждающемуся расположили к нему сердце его господина и всех тех, кто его знал. Его господин Ага даже предложил ему свободу, но Иоанн отказался покинуть его, объяснив это Божьим промыслом.

В дневное время Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а в ночное время тайно уединялся в пещерную церковь святого Георгия, там на паперти он читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Тайн, так что со временем приобрёл от Бога дар чудотворения.

Однажды, когда его господин совершал хадж в Мекку, Иоанн, находясь в Ургюпе, передал чудесным образом ему от жены хозяина блюдо с пловом. А было это так. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов. Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. И действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.

Когда хозяин вернулся из путешествия в Мекку, то привёз то самое домашнее блюдо с собой. Этот случай так поразил местных жителей, что Иоанна Русского стали почитать как святого все жители тех мест, в том числе и мусульмане.

После смерти святого почитание его только укрепилось, на его могиле стали совершаться чудеса, а в 1962 году Церковь причислила Иоанна Русского к лику православных святых.

10. Мученик Меркурий Смоленский

Мученик Меркурий СмоленскийСвятой Меркурий Смоленский был родом из Моравии и происходил из семьи князей. В юные годы он переехал в древний русский город Смоленск, там он поступил на воинскую службу в княжескую дружину. Святой Меркурий отличался физической силой, мужеством и высоким ростом. Но кроме того он был велик духом, вел втайне жизнь подвиж­ника, соблюдал строгий пост, проводил ночи в молитвах и хранил девственную чистоту.

В 1239 году во время нашествия хана Батыя татарские войска, по преданию, остановились в 25 верстах от Смоленска, на Долгомостье. Вечером молившемуся в храме Меркурию явилась Божья Матерь и повелела ему выступить против татар: Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства.

Меркурий послушался веления Пресвятой Богородицы и ночью пошёл во вражий лагерь где, согласно житию, истребил много врагов, включая и некого исполина, который наводил на всех страх своей силой. Но в ходе сражения сын убитого исполина отрубил Меркурию голову, но тем не менее татары в страхе бежали побросав свое оружие, гонимые какой-то неведомой силой удалились из пределов Смоленской земли.

Тело Меркурия было погребено смоленскими жителями в Успенском соборе. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце 16 века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.