Богородица

Богородица* (Дева Мария, Матерь Божия, Богоматерь, Царица небесная) – Богородица (Матерь Господа Иисуса Христа) была дочерью праведных Иоакима и Анны.

Богородица
В Библии не упоминается слово «Богородица», а называется Мария по имени. Согласно Евангелию (Мф. 1:16—25, Лк. 1:26—56, Лк. 2:1—7) она была галилеянкой из Назарета, обручённой Иосифу, которая, будучи девственницей, зачала своего Сына Иисуса Христа чудесным образом, посредством Святого Духа.

Из Евангелия мы можем узнать только основные, главные события жизни Богородицы, но в Евангелии не говорится ни об обстоятельствах Ее рождения, ни о Ее жизни. Все эти подробности доносит до нас церковное предание, то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, а так же гимнографическое богослужебное наследие, тексты церковной службы.

Рождество Пресвятой Богородицы

В городе Назарете проживала праведная и благочестивая супружеская пара по имени Иоаким и Анна. Их жизнь была преисполнена любовью к Богу и к людям. Дожили Иоаким и Анна до глубокой старости, но детей у них не было, это их очень огорчало. Но несмотря на свою старость, Иоаким и Анна не переставали молиться и просить Бога, о том, чтобы Он послал им дитя. Кроме того, они дали обет, что посвятят младенца на служение Богу.

В то время каждый еврей надеялся, что он через своё потомство сможет стать участником в царстве Христа Спасителя. По этой причине каждый еврей, не имеющий детей, презирался, так как в то время это считалось великим наказанием Божиим за их грехи.

Однажды Иоаким пришел в Иерусалимский храм с дарами Господу Богу, но во храме первосвященник не захотел принимать дары, потому, что Иоаким был бездетен. Анна, услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары. И то, что муж ее Иоаким, скорбя и плача, ушел в пустыню.
После этого Анна пошла в сад, и присев под лавровым деревом, взглянув на небо полными слез глазами и увидела на дереве свитое гнездо в котором пищали маленькие птенцы. Анна подумала вэтот момент: «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости». И тут пред ее очами предстал архангел Гавриил, сказавший ей: Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Неё получат благословение Божие и все земные народы. Через Неё будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария.

И в это же самое время ангел явился в пустыне и к Иоакиму. И сказал ангел: Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду, иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, ты найдешь свою жену Анну, которой я сказал то же самое.

Потрясенный увиденным и услышанным Иоаким поспешил в Иерусалим к храму. Там Иоаким увидел свою жену Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об встрече с ангелом. Анна также рассказала Иоакиму об увиденном и услышанном от ангела о рождении Дочери — Марии. Помолившись Богу Иоаким и Анна вернулись в свой дом.

За их терпение, большую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне величайшую радость. Через девять месяцев родилась Дочь – Мария. О рождестве Богородицы радовались небо и земля. После рождения дочери Марии Иоаким принес в храм Богу большие дары и жертвы, и получил в храме благословение первосвященника и священников за то, что удостоился благословения Божия. После этого Иоаким устроил большой пир, все приглашенные веселились и славили Бога. Святая Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, так как от их Пресвятой дочери Марии родился Спаситель — Иисус Христос.

 

* То, что Дева Мария является Матерью Бога (Господа Иисуса Христа), говорит нам Священное Писание:

1. Именуя рожденного Ею Иисуса Сыном Божьим (Лк.1:35),
2. Говоря об истинности Его рождения от Жены (Гал.4:4) и действительности воплощения (Ин.1:14).
3. Приводя исповедание Елисаветы: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43).
4. Воспроизведя обращение ко Христу святого апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).
4. Много раз свидетельствуя о Христе как о Боге на основании Его собственных Откровений: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11); «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин.16:15) и так далее.

 

Догмат о Богоматеринстве Девы Марии получил окончательное закрепление на III Вселенском Соборе, который состоялся в 431 году.

Учение о Приснодевстве Божьей Матери, которое было утверждено на V Вселенском соборе в 553 году состоит в том, что до Рождества, в Рождестве и после Рождества Богородица была, есть и навсегда остаётся Непорочной Девой.
Этот догмат имеет основание в Священном Писании и Священном Предании Церкви.

Ещё до Рождества Господа Иисуса Христа о Его чудесном рождении от Девы Марии возвестил пророк Исаия — «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Евангелист Матфей подтвердил, что это пророчество относится именно к Преблагословенной Марии (Мф.1:23).

В другой своей проповеди Исаия указал через образ запечатанной книги, что Богородица сохранит Своё девство на все времена (Ис.29:11). С книгой или скрижалью Она сопоставляется потому, что как через книгу обнаруживается мудрость её автора, так через Деву обнаружено Премудрое попечение Божие о Спасении человека; кроме того, Сам Её Сын именуется Божьей Премудростью (1Кор.1:24).

Пророк Иезекииль, по вдохновению Духа, подтвердил эту истину, указав на Приснодевство Марии через образ Таинственного Храма, сквозь ворота которого не пройдёт ни один человек, «ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:2).

Священное Писание представило Божью Матерь не только в историческом повествовании и пророчествах, но и через прообразы, явленные в многочисленных ветхозаветных предметах и святынях, таких, например, как Неопалимая Купина (Исх.3:2), Лестница Иакова (Быт.28:12), скиния (Исх.26:1), ковчег (Исх.25:10).

 

Новый Завет о жизни Богородицы повествует:

— Мф.1:16, 1:18-25, 2:11, 2:13-15, 2:19-23, 12:46-50, 13:55
— Мк.3:31-35
— Лк.1:26-56, 2:4-7, 2:16-52, 8:19-21
— Ин.2:1-12, 19:25-27
— Деян.1:14

 

Богородичные праздники:

— Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября, праздник Рождества Богородицы был установлен Церковью в IV веке.);
— Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября (4 декабря));
— Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта (7 апреля));
— Успение Пресвятой Богородицы (15 (28) августа);
— Память святых праведных Иоакима и Анны (22 сентября);
— Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии (Празднование совершается 9 декабря);
— Успение праведной Анны (7 августа);
— Собор Пресвятой Богородицы (совершаемый 8 января, в первый день попразднства Рождества Христова);
— Покров Пресвятой Богородицы (14 октября);
— Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля);
— Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (13 сентября).