Символ Веры

Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на I и II Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает – тот уже не может именоваться православным христианином.

Символ веры – не молитва, а исповедание веры. Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.

Символ веры состоит из двенадцати членов, в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры.

1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

 

Символ веры

На церковнославянском язике Перевод на русский язык
1-й член. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого.
2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша; И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех времен; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Которым все стало;
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; Ради нас (всех людей) и для нашего спасения сошедшего с Небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком;
4-й. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; За нас распятого при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного;
5-й. И воскресшаго в третий день, по писанием; И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими);
6-й. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца; И вознесшегося на Небеса и воссевшего одесную (по правую сторону) Отца;
7-й. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И снова имеющего придти со славой судить живых и мертвых, и Его царству не будет конца.
8-й. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9-й. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. И во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10-й. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Исповедую (открыто признаю) одно крещение для оставления грехов.
11-й. Чаю воскресения мертвых. Ожидаю воскресения мертвых.
12-й. И жизни будущего века. Аминь. И жизни будущего века. Истинно так.

Первый член Символа Веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым

Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его Божественное Откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом.

Слова Символа веры «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него (Исх. 44, 6; Исх. 20, 2-3; Втор. 6, 4; Ин. 17, 3; 1 Кор. 8, 4-6). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии.

Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый – Троица единосущная и нераздельная. Взаимное отношение между Лицами состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; а Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам совершенно равны между Собой. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святый есть истинный Бог, но все три Лица есть единое Божество – единый Бог.

Мы называем Бога Вседержителем, потому что Он, как Царь Небесный, всем управляет и все содержит в Своей силе и власти. Еще мы называем Бога Творцом неба и земли, потому что все, что существует (как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном), то есть вся необъятная вселенная создана Богом во Святой Троице, и все сотворил Бог Отец Словом, то есть Единородным Сыном Своим, при содействии Духа Святого.

Второй член Символа Веры

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

Во втором члене Символа веры мы говорим о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием и исповедуем то, что знаем о Нем, как о Втором Лице Святой Троицы, о Божественном Существе, до Его рождения на земле.

Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, то есть Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога Отца рождается такой же истинный Бог Сын, и рождается прежде всех веков, то есть прежде всякого времени – в вечности, так что Сын всегда (вечно) есть с Отцом, одинакового существа с Ним («единосущна Отцу»). Сам Иисус Христос сказал: «Я и Отец одно» (Ин. 10, 30). Слова же Иисуса Христа: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28) относятся к Его человечеству. К слову «рожденна» в Символе веры прибавлено слово «не сотворенна». Это прибавление сделано для опровержения ложного учения Ария, который утверждал, что Сын Божий не рожден, а сотворен.

Бог (Пресвятая Троица) вечен и неизменяем, Он есть вне времени, и никогда Отец не был без Сына и без Духа Святого. Святые Отцы и Учители Церкви разъясняют, что Отец всегда был вместе с Сыном, от Него рожденным, ибо без Сына не мог бы называться Отцом. Если бы Бог Отец существовал когда-нибудь не имея Сына, а потом бы сделался Отцом, не быв прежде Отцом, это значило бы, что Бог подвергся изменению, из нерожденного сделался рожденным, но такая мысль хуже всякого богохульства, ибо Бог вечен и неизменяем. В Символе веры так и сказано: «Иже от Отца рожденного прежде всех век», то есть рожденного прежде существования нашего времени, то есть в вечности.

«Им же вся быша» – Сыном Божиим все сотворено, то есть все существующее, видимый мир и невидимый, создано Сыном и через Сына: «И без Него ничто же бысть, еже бысть» (Ин. 1, 3).

Третий член Символа Веры

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася

В третьем члене Символа веры говорится о воплощении Сына Божия.

Сын Божий сошел с небес на землю, принял на Себя плоть человеческую (тело), кроме греха, и вочеловечился, то есть стал человеком. Принял же не только тело, но и душу человеческую – сделался совершенным человеком, но не перестал при том быть Богом, то есть стал Богочеловеком. Сын Божий сошел с Небес для того, чтобы спасти всех людей от власти диавола, греха и вечной смерти.

Грехопадение первых людей – Адама и Евы расстроило природу человеческую. Грех в людях помрачил ум, волю и в тело внес болезни и смерть. Люди стали страдать и умирать, и сами, своими силами, уже не могли победить в себе грех и его последствия: исправить ум, волю, сердце и уничтожить смерть. Это мог сделать только Сам Бог – Творец всего.

Милосердный Господь дал обещание (обетование) людям, что на землю придет Спаситель мира, Который избавит людей от власти диавола и вечной смерти. Когда настало время спасения, Сын Божий вселился в Пренепорочную Деву Марию и наитием Святого Духа принял от Нее человеческую природу – родился сверхъестествен­ным образом «от Духа Свята и Марии Девы».

Наше спасение Иисус Христос совершил учением Своим, жизнью Своей, смертью Своей и воскресением Своим. Учение Его бывает для нас спасительным, когда мы принимаем его всей душой и поступаем согласно ему, и жизнью своей подражаем жизни Спасителя. Как ложное слово диавола, принятое первыми людьми, сделалось в людях семенем греха и смерти, так истинное слово Христово, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни.

Четвертый член Символа Веры

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна

В четвертом члене Символа веры говорится о том, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудее римского прокуратора Понтия Пилата был распят на кресте за нас – всех людей, то есть за наши грехи, будучи Сам безгрешен, для нашего спасения. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен.

Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода. Телом после Своей смерти Он был погребен во гробе Иосифа Аримафейского, а душой в это время, до Своего Воскресения, Он сошел в ад, чтобы там проповедать победу над смертью и избавить души, которые с верой ожидали Его пришествия.

Слова в Символе веры «страдавша и погребенна» сказаны против некоторых еретиков, которые ложно учили, что Господь не мучился на кресте, а страдания Его были только видимостью страдания и смерти.

Пятый член Символа Веры

И воскресшаго в третий день по писанием

В пятом члене Символа веры говорится о воскресении Иисуса Христа на третий день после Его смерти.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.

Из повествований Ветхого и Нового Заветов известно, что из мертвых воскресали некоторые люди, но там воскрешенные восставали в прежнем земном, смертном теле, и потому должны были снова умереть. Иисус Христос восстал из мертвых Сам, силой Своего Божества в преображенном, бессмертном Своем теле, вышел из гроба, не касаясь синедрионовой печати, не отваливая камня и невидимым для стражи.

Шестой член Символа Веры

И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца

В шестом члене Символа веры говорится о вознесении Господа Иисуса Христа на Небо.

Вознесение Господне совершилось в сороковой день после Его воскресения из мертвых. Господь Иисус Христос вознесся на Небеса человечеством Своим (плотью и душой), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. «Седящаго одесную Отца» – по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Господь по Своему Божеству.

Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на Небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.

Седьмой член Символа Веры

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца

В седьмом члене Символа веры говорится, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.

О втором пришествии Спасителя ясно говорится в Священном Писании. Так например: когда Иисус Христос возносился на небо, явились Ангелы и сказали апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, опять придет (на землю) таким же образом (то есть во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на Небо».

Когда именно будет Второе пришествие – не знают даже Ангелы Божии, а только один Отец Небесный. Поэтому Иисус Христос, проповедуя, призывал всех бодрствовать, чтобы всегда быть готовым предстать на Божий Суд.

Восьмой член Символа Веры

(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки

В восьмом члене Символа веры говорится о третьем Лице Святой Троицы – о Духе Святом. Дух Святый есть такой же истинный Бог, как и Отец, и Сын. Это мы исповедуем, называя Его Господом.

Дух Святый также называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям; следовательно, Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном. Сказано, при творении мира: «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Сам Иисус Христос сказал о благодатном возрождении Духом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Так как Дух Святый есть истинный Бог – третье Лицо Единосущной Троицы, – то Ему мы должны воздавать поклонение и прославление одинаковое и равное с Отцом и Сыном.

Слова «Иже от Отца исходящаго» (то есть, Который от Отца исходит) указывают на личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога Отца и от Сына, рождающегося от Отца. Свойство это состоит в том, что Дух Святый всегда исходит от Отца. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26).

Слова «глаголавшаго пророки» говорят о том, что Дух Святой говорит людям устами пророков. Пророки предсказывали будущее и писали священные книги по внушению Духа Святого, потому писания их называются богодухновенными. Потому сказано «глаголавшаго пророки», чтобы никто не сомневался, что Священное Писание, написанное святыми апостолами и пророками, написаны ими не от себя, как пишутся обычные человеческие книги, а по вдохновению Духа Святого, а потому содержат в себе высшую Божественную истину – Слово Божие, то есть Божественное Откровение.

Девятый член Символа Веры

(Верую) Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь

В девятом члене Символа веры говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом.

Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, «ибо у Бога все живы» (Лк. 20, 38), соединенных между собой верой и любовью Христовой, священноначалием и Святыми Таинствами.

Каждый же в отдельности православный христианин – член Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, здесь под Церковью разумеется не здание церковное, а все в совокупности люди, исповедующие одну и ту же православную веру.

Церковь Христова есть Святая, потому что она освящена Самим Господом Иисусом Христом: Его страданиями, Его Божественным учением и установленными Им Святыми Таинствами, в которых подается верующим благодать Святого Духа. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее…» (Еф. 5, 25-26). Церковь Христова – Соборная. Соборность есть единодушие всех истинно верующих, православных христиан, скрепленное любовью Христовой и Благодатью Духа Святого. Соборная Церковь не ограничена ни пространством, ни временем, ни народом, и она заключает в себе всех истинно верующих всей вселенной. Единая Святая Соборная Церковь Христова называется еще Апостольской, потому что Господь распространил и утвердил ее через святых апостолов, а главное, потому что Церковь непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов свое учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение.

Десятый член Символа Веры

Исповедую едино крещение во оставление грехов

В десятом члене Символа веры говорится о Таинстве Крещения потому, что вера запечатлевается (утверждается) Крещением и другими Таинствами. Крещение служит дверью, вводящей в благодатное царство – Церковь, и делает доступным участие в других Таинствах.

Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь, сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, – и добавил, – уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).

В Символе веры нарочито упомянуто о едином (одном) Крещении потому, что велись споры о повторном крещении раскаявшихся еретиков при возвращении их в Церковь. Вселенский Собор указал, что Крещение может совершатся над человеком только единожды. Потому и говорится: «Исповедую едино Крещение».

Одиннадцатый член Символа Веры

Чаю воскресения мертвых

В одиннадцатом члене Символа веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира.

Всеобщее воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут.

Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников – в предначатии вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19-31). На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: «Имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1, 23).

Двенадцатый член Символа Веры

И жизни будущаго века. Аминь.

В двенадцатом члене Символа веры говорится о жизни будущего века, то есть о вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова.

Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состояли мы не можем даже ее представить или изобразить. Святой апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога в свете и славе и от соединения с Ним. В блаженстве души праведников будет участвовать и тело, которое будет прославлено светом Божиим, подобно телу Господа Иисуса Христа во время Преображения Его на горе Фаворе.

Для людей же неверующих и для нераскаянных грешников жизнь будущего века будет состоянием вечного мучения Господь им скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25, 41-46). Это мучение грешников будет происходить от удаления их от Бога, от ясного представления своих грехов, от сильного мучения совести, от пребывания вместе со злыми духами, где будет огонь вечный, неугасимый.

Символ веры оканчивается словом «Аминь», что значит «истинно» или «да будет так». Произнося это слово после Символа веры, мы этим свидетельствуем, что все изложенное в нем есть несомненная и неизменная истина.


Семь Таинств Церкви

1. Таинство Крещения

Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение его в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, очищается (получает прощение) от первородного и личных грехов, возрождается благодатью Божией в новую, святую и духовную жизнь.

Безусловную необходимость этого Таинства для спасения показал Сам Господь, крестившись от Иоанна, а потом в беседе с Никодимом Он указал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин.3, 5). По воскресении же Своем Он дал апостолам повеление: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 18-19). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16,16).

Для принятия крещения необходимы вера и покаяние: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2, 38).

Церковь с апостольских времен крестит младенцев. При этом основанием для совершения Таинства служит вера и поручительство их восприемников, которые обязаны научить крестника вере и заботиться о том, чтобы их крестник вырос истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом. В том, что благодатные дарования даются по вере других, есть указание в Евангелии, при исцелении расслабленного: «Иисус, видя веру их (принесших больного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк.2, 5). Основанием для крещения младенцев служит и то, что Крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами, – христианское крещение названо «обрезанием нерукотворным» (Кол.2, 11-12); и апостолы совершали Крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же, как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него.

Сам Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк.18, 16).

2. Таинство Миропомазания

Миропомазание есть Таинство, в котором крестившемуся, при помазании частей тела освященным миром с произнесением слов «печать дара Духа Святаго», подаются благодатные силы, необходимые для возрастания и укрепления его в духовной христианской жизни.

О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у святого апостола Иоанна: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин.2, 20; 2, 27). Подобным образом и святой апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор.1, 21-22). Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: «Печать дара Духа Святаго».

Первоначально святые апостолы и их преемники, епископы, низводили Духа Святого через возложение рук (Деян.8, 14-17; 19, 2-6). Но позднее, возможно, в связи с распространением Христианства, и невозможностью личного посещения апостолами всех новокрещеных, возложение рук заменили помазанием освященным миром. Также было установлено, что освящать миро могут только сами апостолы и их преемники, епископы, а совершать Таинство Миропомазания – и священники. Миро, а не другое вещество было избрано, вероятно, потому, что в Ветхом Завете помазание миром совершалось для низведения на людей особых благодатных даров (Исх.28, 41; 1 Цар.16, 13).

Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из чистого елея и благовонных веществ. При совершении Таинства святым миром крестообразно помазываются верующему следующие части тела: лоб, глаза, ноздри, уши, рот, грудь, руки и ноги. Помазание чела (лба) означает освящение ума или мыслей; помазание глаз, ноздрей, ушей и губ – освящение чувств; помазание груди – освящение сердца или желаний; помазание рук и ног – освящение дел и всего поведения христианина.

3. Таинство Причащения

Причащение есть Таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинные Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, и верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это Таинство: «Взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26, 26-28; Мк.14, 22-24; Лк.22, 19-24; 1 Кор.11, 23-25).

В беседе с народом Иисус Христос сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и я в нем» (Ин.6, 53-56).

Первые христиане причащались не только в воскресный день, а чаще. Теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако Святая Церковь призывает всех верующих к частому причащению Святых Христовых Тайн. К Таинству Святого Причащения христиане должны готовить себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, исповедью (очищением своей совести в Таинстве Покаяния).

Таинство Святого Причащения также называют Святой Евхаристией (греч. «благодарение»).

4. Таинство Покаяния

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20, 22-23).

Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов. И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк.1, 4-5).

Святые апостолы, получив на это власть от Господа, совершали Таинство Покаяния: «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19, 18). Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

В особых случаях на кающегося налагается «епитимия» (от греч. «запрещение»), состоящая из благочестивых дел и некоторых лишений, направленных к преодолению греховных привычек.

5. Таинство Брака

Брак есть Таинство, в котором, при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается, и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. После сотворения Адама и Евы «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт.1, 28). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской.

«Мужья, – говорит апостол Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… любящий свою жену любит самого себя (Еф.5, 25, 28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5, 22-23). Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда и муж обязан самоотверженно любить свою жену, а жена обязана добровольно, то есть с любовью, повиноваться мужу.

Поэтому супруги (муж и жена) обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа Церкви Христовой.

Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни и есть один из величайших подвигов (Мф.19, 11-12; 1 Кор.7, 8-9, 26, 32, 34, 37, 40 и пр.).

6. Таинство Священства

Священство есть Таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, или пресвитера, или диакона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой.

Это Таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, священник (иерей, пресвитер) и епископ (архиерей).

Посвящаемый в дьякона получает благодать служить при совершении Таинств.

Посвящаемый в иерея (священника) получает благодать совершать Таинства.

Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Таинство Священства есть установление божественное. Святой апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4, 11-12). Святые апостолы, по наставлению Духа Святого, совершая это Таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы.

Об избрании и рукоположении самими святыми апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний апостольских: «Их поставили пред апостолами, и сии (апостолы) помолившись возложили на них руки» (Деян. 6, 6). О рукоположении пресвитеров говорится: «Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они (апостолы Павел и Варнава) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14, 23).

В посланиях к Тимофею и Титу, которых апостол Павел поставил епископами, говорится: «Напоминаю тебе (епископу Тимофею) возгревать Дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (2 Тим.1, 6). «Для того я оставил тебя (епископа Тита) в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1, 5). Обращаясь к Тимофею, апостол Павел, говорит: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим.5, 22). «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим.5, 19).

Из этих посланий мы видим, что апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров через рукоположение и совершать суд над пресвитерами, диаконами и церковнослужителями.

7. Таинство Елеосвящения (Соборования)

Елеосвящение есть Таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Таинство Елеосвящения еще называется Соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.

Это Таинство было установлено святыми апостолами. Получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Мк.6, 13). Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5, 14-15).

Святые апостолы ничего не проповедовали сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь и внушил им Дух Святой. Святой апостол Павел говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал.1, 11-12).