Душа человека

Душа – это сотворенное Богом бессмертное духовное начало человека. Согласно Священному Писанию, человек двусоставен. Так как он соединяет в себе и душу и тело:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт.2:7);

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф.10:28).

Душа человека самостоятельна, потому, что по слову святого Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.

Душа человека сотворена бессмертной, и потому, она не умирает подобно нашему телу, пребывая в теле, и даже может разлучаться с телом, но подобное разлучение противоестественно душе, это ни что иное, как  печальное следствие грехопадения. Душа человека, это личность, ибо сотворена Богом, как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, и обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отличается от тела, по той причине, что не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу и подобию Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное.

Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность.

Следуя св. Иоанну Дамаскину: Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом.

Бессмертие, разум, свобода,  самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.

Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти человека (разлучения с телом) предстает на честный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.

Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.

Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности души они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.

Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с человеческой плотью, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с кем и не с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине – невещественно и бестелесно. Душа человека рассматривалась святыми отцами, как бестелесная в сравнении с грубой материальностью тела человека. Но при этом они признавали наличие у души тонкой телесности, отличающейся от грубого материального мира. Следуя святым Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество души человека отличается от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.

В строении души святые Отцы выделяют три силы или способности – разумную, раздражительную и вожделевательную (ум, чувства и волю).

Разумная сила души еще именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души.

В своем неповрежденном состоянии разумная сила души может здраво рассуждать и верно отличать добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отворачиваться.

Раздражительная же сила души стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям — святой Симеон Новый Богослов.

Раздражительная сила души есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Свчтой Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души святые Отцы приписывают к гневу и яростному началу. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение и энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла.

Дело раздражительной части души гневаться на дьявола, – говорят святые Отцы. Раздражительная сила души еще именуется и сердцем.

Вожделевательная часть души также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо еще или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части нашей души относится воля, этой части души свойственно действовать.

Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли — Каллист и Игнатий Ксанфопулы.

 


На чём основано православное учение о двусоставности человека его души и тела ?

Православное учение о двусоставности человека основано на прямых свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.

В повествовании о создании человека ясно говорится, что тело Адама было создано из праха земного, а душа была вдохнута в него Богом (Быт. 2:7). В этом контексте необходимо понимать и слова Экклезиаста, указывающие на смерть человека, как на разлучение души с телом:

И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).

Необходимо отметить, что Священное Писание неоднократно указывает на то, что каждый человек состоит из души и тела, например:

Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор.6:20);

Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2Кор. 7:1).

И то, что душа не является продуктом жизнедеятельности человеческого тела или иначе центральной нервной системы, ясно говорится в притче о богаче и Лазаре, в которой следует убедительно, что после разлучения с телом (после физической смерти человека) душа продолжает жить, и при этом, жить сознательной жизнью. Например, душа богача, пребывая в аду, узнаёт души Авраама и Лазаря (последние находятся в особой области — лоне Авраамовом) (Лк. 16: 23), ведёт с душой Авраама беседу (Лк. 16:24 — 26), ощущает мучение и испытывает осознанное желание облегчить свои муки (Лк. 16: 24), стремится проявить заботу о живущих земной жизнью братьях (Лк. 16:27 — 31).

В вере в загробное существование душ связана и практика молитвенного поминовения усопших, и также практика молитвенного общения верующих людей с почившими о Господе святыми. Тем самым, отрицание в человеке субстанциональной души является грубейшим противлением против Православной веры, против Церкви.

 


О душе Богочеловека Иисуса Христа

По человеческой природе Христос обладал телом и душой. Так как человеческая и Божественная природы соединены в  одном Лице (Личности) Сына Божьего, посему можно утверждать, что душа Христа — душа воплотившегося Сына Божьего.

Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1Пет.3:18-19).

Из Часов пасхальных: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный».

 


Откуда приходит душа перед зарождением человека — спускается с неба на землю?

Где она была до рождения человека и появления в человеке?

 

Отвечает Игумен Амвросий (Ермаков):

Вопрос о происхождении человеческой души Словом Божиим полностью не раскрыт. Как говорит св. Кирилл Александрийский, это «Тайна, ведомая одному Богу». Наша Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Поэтому о происхождении душ можно говорить на основании богословских мнений и отношения к этим мнениям Церкви. Одним из центральных мест в догматической системе Оригена было учение о предсуществовании человеческих душ. Этот взгляд Ориген унаследовал из философии Платона. Мы не будем подробно останавливаться на содержании этого учения, скажем лишь, что оно:

а) противоречит учению Священого Писания о последствиях греха прародителей,

б) не способно объяснить факт боговоплощения,

в) связано с осужденным Церковью учения о всеобщем восстановлении.

В середине 6 века учение Оригена было осуждено Церковью.

Но существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (сщмч. Ириней Лионский, св. Ефрем Сирин, блж. Феодорит, свт. Иоанн Златоуст и пр.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Но слабая сторона такого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, и каким образом дети унаследуют качества своих родителей.

Есть еще одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. (Тертуллиан, свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, преподобный Макарий Великий и другие). Это богословское мнение так же не отвечает на все вопросы о возникновении души. Например, происходит душа от души отца, матери или от обоих родителей. И не объясняет она и случаи, когда родители поразительно не схожи между с детьми. После 5-го Вселенского собора стало преобладать мнение о творении человеческих душ, позже более распространенным стало учение о рождении душ. Оба эти мнения дополняют друг друга.

Законы мира духовного нам пока не известны. Мы только можем предполагать, что душу человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится все же вследствие особого Божественного воздействия.