Рюрик
Рюрик – если опираться на русские летописи и к кормчим книгам, Рюрик был варяг, правителем Северо-Западной Руси, был новгородским князем и родоначальником русской княжеской, а потом и царской, династии Рюриковичей.
Если обратиться к «Повести временных лет» и другим летописям 862 года, Рюрика пригласили на княжение (призвали варягов) племенами чуди, словен, кривичей, мери и возможно веси. Рюрик начал княжить в Ладоге (если обратиться версии Ипатьевского извода «Повести временных лет», а возможно в Новгороде (если обратимся к версии Новгородской первой летописи младшего извода.
С Рюриком пришли и его братья Синеус и Трувор, которые стали править в других городах, но после смерти братьев Рюрик стал единоличным правителем.
Есть разные теории происхождения Рюрика и его этнической принадлежности.
Норманская теория — версия происхождения Рюрика – если учитывать, что Рюрик варяг, так говорится в русских летописях, а варяги в различных источниках ассоциируются с норманнами или шведами, то по этой причине сторонники норманнской концепции считают Рюрика варягом-викингом из Скандинавии. Одна из версий говорит, что Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский из династии Скьёльдунгов.
По славянским теориям о Рюрике:
- Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что Рюрика с варягами из пруссов, М. В. Ломоносов опирался на топонимы, а также на поздние летописи, в которых заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы».
- Австриец Сигизмунд фон Герберштейн, во время своей службы советником посла в Великом княжестве Московском в первой половине 16 века, ознакомившись с русскими летописями связал название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров.
- Историк Степан Александрович Гедеонов предпологал, что имя Рюрик, это родовое прозвище Ререк правящей династии ободритов (западнославянское онемеченное племя).
- В 30-х годах 19 века французский путешественник и писатель Ксавье Мармье в книге «Северные письма» упомянул народное предание о Рюрике и его братьях. Кроме того, в начале 18 века появились генеалогические труды по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, в которых также упоминается имя Рюрик, как сын одного из вождей ободритов.
- По Иоакимовской летописи, Рюрик являлся сыном неизвестного варяжского князя из Финляндии Умилы и средней дочери славянского старейшины Гостомысла.
- Дмитрий Иванович Иловайский считал летописный рассказ о призвании варягов легендарным, и основываясь на этом отвергал всё, что было связано с Рюриком. Он был сторонником южного происхождения Руси и возводил русских к упоминаемому в античных источниках племени роксалан, которые проживали в среднем Поднепровье.
К сожалению история Рюрика противоречива и имеет неточности. Это связано главным образом с тем, что достоверных письменных источников, которые бы свидетельствовали о том, что на самом деле в то время представляла собой Россия до князя Рюрика, фактически нет. Главный летописец, Нестер, писал, что началом правления первого князя является 862 год. Он говорит, что именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял свой княжеский престол в Новгороде.
Периодом его правления является с 862 по 879 годы. Необходимо отметить то, что вначале княжение велось из Ладоги, а не из Новгорода. Так как именно в этом городе остановился князь Рюрик, и из Ладоги правил Новгородом. Такое положение никак не омрачило начало княжения Рюрика, так как именного Ладога была своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки. Совместно с Рюриком правили и его братья: Синиусом был занят город Белоозеро, Тровор основался в городе Изворск.
После ухода из жизни братьев Синиуса и Тровора в 864 году Рюрик присоединил к своему владению земли братьев. По словам летописца, именно с этого времени, и берет свое летоисчисление русская монархия.
Внешняя политика проводимая Рюриком в момент прихода его к власти сводилась к укреплению государственности, захвату и присоединению новых земель, а также борьба с внутренними врагами. Рюрик с 862 по 864 годы присоединил к своим землям такие города, как Муром, Ростов и Смоленск. Такая успешная внешняя политика сопровождалась недовольством в Новгороде, а виной тому был Вадим Храбрый.
Вадиму Храброму не давало покоя столь удачное начало княжения Рюрика. Вадим Храбрый в 864 году поднимает мятеж при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов, но Рюрик жестоко подавил мятеж. Об этом свидетельствует в своих трудах летописец Нестер. В 864 году Рюрик двинулся на юг, в днепровские степи, там он грабил местные племена. Таким образом Рюрик дошел до Киевских земель, в которых правили Аскольд и Дир.
Внешняя политика Руси на тот момент заключалась в обеспечении безопасности своих южных границ, в связи, с этим был заключен мирный договор между Новгородом и Киевом.
Но этоту мир недолго просуществовал та как уже в 866 году Аскольд пошел в поход на земли Новгорода. Поход Аскольда продолжался до 870 года, но в итоге князь Рюрик разбил дружину Аскольда.
При этом есть ряд странностей, так как Рюрик не захватил Киев, а ограничился только выкупом. Непонятно такое великодушие князя Рюрика, с учетом того, что он никогда не гнушался расширением своих владений.
Единственным объяснением этого можно считать то, что в это же время Рюрик воевал с хазарами и постоянно нависала агрессия со стороны Балтики. Но в дальнейшем правление Рюрика было направленно на то, чтобы захватить Киев. Начиная с 873 года и до своей кончины, Рюрик прилагал большие усилия для заключения союза с западными странами против Киева.
Но эти планы не были воплощены так как Рюрик умер в 879 году. В дальнейшем этими планами занялся князь Олег, которого в народе прозвали Вещим.
Необходимо отметить, что жизнь Князя Рюрика, это история успеха. История того, что простой человек смог получить власть и удержать ее и при этом успешно управлять государством. Конечно же, Русь до 862 года существовала, но именно князь Рюрик смог заложить фундамент начала той великой страны, которой Россия является и в настоящее время.
О семье и личной жизни князя Рюрика достоверно неизвестно, сколько же было у Рюрика жён и детей. В летописях говорится только об одном его сыне Игоре. Если опираться на Иоакимовскую летопись, Рюрик имел нескольких жён, одна из них «урманская» княжна Ефанда была матерью Игоря. Василий Никитич Татищев, ссылался на Иоакимовскую летопись и, возможно, использовал какие-то еще поздние несохранившиеся источники, рассказывал о том, что Рюрик женился на Ефанде, дочери новгородского посадника Гостомысла, который и был инициатором приглашения Рюрика.
Возможнокроме Игоря, у Рюрика, были и другие дети, так как в русско-византийском договоре 944 года упоминались племянники Игоря, а именно Игорь и Акун. Но есть версия, о том, что Игорь Младший возможно был от сына Рюрика, а Акун от его дочери.