Поклоны и крестное знамение

КрестЦерковным уставом предписывается определённое правило выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением и в частной молитве. Такими выражениями христианской молитвы служат:

  • совершение крестного знамения;
  • различные поклоны;
  • лобызание святынь и тому подобное.

Поведение молящихся при общественном богослужении определяется церковным Уставом, который является не только законом при совершении богослужения и внешнего поведения в храме паствы, но кроме того является правилом духовного воспитания и внутренней духовной дисциплины христианина.

Поклоны – являются одним из видов внешнего выражения богопочитания верующими. Оно может быть выражено словом (молитвой), а может быть выражено языком тела – например, крестным знамением или различными поклонами.

Крестное знамение. Для совершения крестного знамения необходимо сложить пальцы правой руки таким образом: три первых пальца правой руки (это большой, указательный и средний палец) слагаются пальцы вместе кончиками ровно, а оставшиеся два пальца (безымянный и мизинец) подгибаются к ладони.

Таким образом сложенные три первых пальца правой руки выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, как единосущную и нераздельную Троицу, а безымянный палец и мизинец, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением необходимо не торопясь: сначала возложить его на свой лоб, потом на живот, далее на правое плечо и потом на левое. И необходимо помнить, что только опустив правую руку, мы делаем поклон, иначе же мы можем невольно допустить кощунство, так как поломаем положенный на себя крест.

А о тех, кто знаменует себя всей пятерней, или же начинает кланяются, не окончив еще крестное знамение, или машет рукой по воздуху или по своей груди, святитель Иоанн Златоуст сказал следующее: «Тому неистовому маханию бесы радуются». И в то же время, совершаемое правильно и неспешно, крестное знамение, с верой и благоговением, будет устрашать бесов и утишать греховные страсти души человека и привлекать Божественную благодать.

Если человек, совсем незнаком с Уставом богослужения и с правилом поведения во время богослужения, то ему необходимо внимательно следить за священником и диаконом. Если они совершают крестное знамение и поклоны, то и и прихожане должны делать то же самое. Если  священник и диакон встают на колени, то и прихожане должны преклонить колени.

 

ПОКЛОНЫ

Поклоны бывают великие, или иначе земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли. Малые, это поясное преклонение главы и тела, во время поясного поклона необходимо наклониться вперед настолько, чтобы коснуться пола пальцами. И простое преклонение головы.

В соответствии с церковным Уставом во время богослужений применяются в соответствующих случаях три вида поклонов.

 

ПРЕКЛОНЕНИЕ ГОЛОВЫ

Не сопровождается крестным знамением краткое преклонение головы, вы просто преклоняете свою голову или легко кланяетесь:

1. На произнесенные слова священником: Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием..…; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами;

2. На слова церковного хора: припадем, поклонимся;

3. Всегда, когда священнослужитель благословляет всех прихожан не Крестом, а рукой. В том случае, когда священнослужитель благословляет Крестом, а именно: после божественной Литургии, на отпусте и в другие моменты богослужений, необходимо перекреститься и потом сделать поясной поклон.

4. Каждый раз, когда священнослужитель или архиерей благословляет свечами.

5. В случае, когда тебя кадят. Каждением диакон или священник выражают человеку свое почтение, как образу Божию. В ответ на это мы кланяемся. Но есть исключение – в ночь Святой Пасхи. В этом случае священник кадит с Крестом в руке и приветствует прихожан возгласом Христос Воскресе. В этом случае прихожанам необходимо вначале перекреститься, а потом уже поклониться.

Случаи длительного преклонения головы

При возгласе священнослужителя: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. После этих слов необходимо наклонить голову и стоять так до тех пор, пока не закончится чтение молитвы.

Кроме того необходимо преклонять голову во время Великого входа, в то время, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.

И при чтении Святого Евангелия.

 

ПОЯСНОЙ ПОКЛОН

Всегда перед совершением поясного поклона осеняем себя крестным знамением.

Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:

1. Каждый раз после прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
2. Каждый раз после возгласа священнослужителя, которым он завершает ектению.
3. Каждый раз при пении хора: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
4. Всякий раз на: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
5. Когда пропели Честнейшую Херувим.
6. Когда читаются акафисты – на каждом кондаке и икосе, при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.
7. Пред началом  чтения Евангелия и после окончания чтения, при пении хором: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
7. Пред началом пения Символа Веры (на Литургии).
8. Пред началом чтения Апостола (на Литургии).
9. Каждый раз, когда священнослужитель благословляет вас Крестом (как пример, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в других случаях).
10. Каждый раз , когда священник благословляет Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
11. Тогда, когда начинается пение молитвы Отче наш.
12. Кроме того, проходя мимо царских врат, необходимо совершить крестное знамение и поклониться.

ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ

Необходимо отметить, что совершать земные поклоны, это обычай с древних библейских времен. Таким образом молился царь Соломон при освящении Иерусалимского храма (3 Цар. 8:54), пророк Даниил в плену вавилонском (Дан. 6:10) и прочие ветхозаветные праведные мужи. Кроме того, этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (Лк. 22:41) и вошел в жизнь Православной Церкви (Деян. 7:60; Еф. 3:14).

 

Земные поклоны отменяются:

1. В дни от Пасхи до Святой Троицы;

2. В дни от Рождества Христова до Крещения;

3. В дни двунадесятых праздников (двенадцати великих), за исключением праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту.

4. В воскресные дни. Но в этом случае необходимо пояснить: воскресный день с древних времен пользовался особым уважением, но тем не менее, есть христиане, которые по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотят делать и в эти дни перед святыней земные поклоны. Таким образом в церкви закрепился обычай допускать два земных поклона даже в воскресный день:

а. После произнесенных священником слов: Преложив Духом Твоим Святым;

б. И в том случае когда, Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят из алтаря к верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите.

Таким образом в этих случаях земные поклоны и в воскресный день сделать благословляется. Но в других случаях – не благословляются (за исключением поклонов перед Крестом и Плащаницей, в том случае если они находятся посреди храма).

В случае если день не воскресный, тогда к двум земным поклонам во время Литургии необходимо прибавить еще один. Этот поклон делают, тогда, когда Чашу последний раз являют верующим после Причастия. После того, как все причастники причастились, священник вносит Чашу в алтарь, и благоговейно погружает в нее частицы, вынутые из просфор, и тихо читает положенные в этом случае молитвы. После сего священник поворачивается с Чашей к прихожанам и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков! В этом случае также положено совершить земной поклон. Но если день воскресный, то необходимо осенить себя крестным знамением и совершить поясной поклон.

5. Кроме того земные поклоны не делаются до вечера теми, кто причастился. При начале вечернего богослужения начинается новый богослужебный день, соответственно с вечера даже причастнику позволительно делать земные поклоны.

Когда поклоны положены

Земных поклонов много и поэтому есть правило, которое может помочь верующем, это правило, когда поклон делают священнослужители. В Великом посту много случаев в которых делаются земные поклоны. Таким образом следите за священником – и вы не ошибетесь.

 

СТОЯНИЕ НА КОЛЕНЯХ:

Необходимо отметить, что в православных традициях не принято молиться, стоя на коленях. Молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православной церкви принято вставать на колени на краткое время:

1. Это происходит во время перенесения святыни, как пример, на Литургии Преждеосвященных Даров;

2. Один раз в год слушают коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;

3. Встают на колени во время молитвы, как пример, после молебна, тогда когда диакон или же священник призовут к этому: Преклоньше колена, помолимся;

4. Кроме тог можно встать на колени, когда будут проносить мимо вас особо чтимые святыни, к примеру Чудотворную икону или мощи. Подводя итог необходимо помнить, что просто так на колени в храме не встают и не остаются в таком положении длительное время.

 

КРЕСТЯТСЯ, НО НЕ ДЕЛАЮТ ПОКЛОН:

1. В то время, когда читается шестопсалмие. Шестопсалмие состоит из шести псалмов.

2. В начале пения Символа веры;

3. При начале чтения Апостола, Евангелия, (на Божественной Литургии и Всенощном бдении);

4. В начале чтения паремий (перед большим праздником на всенощном бдении);

5. Тогда, когда священник произносит слова Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова есть в некоторых молитвах).