Поволжский музей железнодорожной техники

Поволжский музей железнодорожной техникиПоволжский музей железнодорожной техники — является специализированным железнодорожным музеем Самары. Музей находится на территории Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС).

Музей был открыт благодаря инициативе Сергея Алексеевича Кобзева, начальника Куйбышевской железной дороги.

9 ноября 2010 года состоялось торжественное открытие музея, приуроченное к 136-летию Куйбышевской железной дороги и седьмой годовщине образования ОАО «РЖД».

Неоценимый вклад в создание музея внесло руководство ОАО «РЖД», которое оказало неоценимую помощь в поиске по всей стране особо ценных экспонатов — локомотивов.

В музее железнодорожной техники имеется более 100 уникальных экспонатов, которые демонстрируют этапы развития железнодорожного транспорта страны. Особая гордость музея, это макет первого российского паровоза отца и сына Ефима и Мирона Черепановых, а также легендарным паровозом П-36, которых было выпущено в XX веке всего 251 экземпляр.

 

Достопримечательности музея железнодорожной техники

На территории музея располагается уникальное здание вокзала постройки середины XIX века, который был перенесен со станции Дашково Пензенской области.

Кроме того здесь собраны инфраструктурные экспонаты, а именно: стрелочные переводы, образцы рельсов, элементы мостов, семафоры и другое оборудование путевого хозяйства.

Из истории паровозов России

Первый паровоз в Российской империи построили отец и сын Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы в 1833 году, они на два года опередили первый построенный паровоз в Германии. Паровоз Черепановых существенно отличался от зарубежных своей оригинальностью и удачными конструктивными решениями.

Паровоз Черепановых мог перевозить до 3,2 тонн груза, а скорость паровоза составляла около 16 километров в час. Второй паровоз Черепановых, построенный в 1835 году, мог перевозить груз массой 16,4 тонн или тысячу пудов.

Необходимо отметить, что в 1762 году русским изобретателем И.И. Ползуновым была построена первая в мире сдвоенная паровая машина, которую можно назвать предшественницей паровоза.

Паровозы самарского железнодорожного музея

Макет паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых.

Еа-2735 — производитель American Locomotive Company (ALCO)  США, 1945г.

П36-0232 — производитель Коломенский паровозостроительный завод, 1956г.

Л-0815 – производился на Коломенском паровозостроительном заводе, 1950г.

ЛВ-0268 — производился на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции, 1956г.

ЭР766-80 – построен в 1949.

Электровозы — ВЛ22м-442, ВЛ23-401, ВЛ8-1700, ЧС2-817, ЧС4-160, ВЛ10-085.

Тепловозы — ТЭП60-1029, ТЭ3-5531, 2ТЭ10Л-1364, ЧМЭ3-5188, ТЭМ2-3018, ТГК2-7892. ТУ2-104, узкоколейный, находится в составе поезда с тремя пассажирскими вагонами ПВ-40.

Дрезины и другая путевая техника

ДТ-5 — «Пионерка», мотодрезина.

ДМС-1077 — монтажная дрезина.

АГВ-171 — монтажная автомотриса.

АС1А-2327 — служебная автомотриса.

АС4-022 — служебная автомотриса.

ЭСО-3 — снегоочиститель роторный.

ПЗСМ — паровозозаправочная станция.

Вагон-путеизмеритель КВЛ-П2 063.

И другие экспанаты.

Подвижной состав моторвагонный

Дизель-поезд ДР1А-310.

Скоростной электропоезд ЭР200. Состоит из трёх вагонов ЭР200-252, ЭР200-254 и головного вагона ЭР200-107.

Электропоезд ЭР-2 371 состоит из двух вагонов: ЭР-2 37106 и ЭР-2 37109.

Вагоны СД и СМ3.

Кроме того в музее имеется большое количество и других экспонатов.

 

Поволжский музей железнодорожной техники

Поволжский музей железнодорожной техники

 

Здание вокзала постройки середины XIX века, который был перенесен со станции Дашково Пензенской области.

Здание вокзала постройки середины XIX века, который был перенесен со станции Дашково Пензенской области

 

Паровоз построенный Ефимом и Мироном  Черепановыми в 1833 году

Паровоз построенный Ефимом и Мироном  Черепановыми в 1833 году

 

Грузовой паровоз серии Л Коломенского машиностроительного завода

Грузовой паровоз серии Л Коломенского машиностроительного завода

 

Первый скоростной поезд ЭР200, максимальная скорость 200 км/ч.

Первый скоростной поезд ЭР200, максимальная скорость 200 км/ч.

 

Пассажирский паровоз серии П36

Вагон "Теплушка" для перевозки людей

Вагон «Теплушка» для перевозки людей

 

 

Самарский железнодорожный музей