Рай

Рай (евр. закрытый сад):

1) Местопребывание первых людей, Адама и Евы, до их грехопадения и изгнания из рая. По преимущественному учению святых отцов, рай имел чувственную и духовную природу: находился на земле предположительно в ближневосточной Азии, у рек Тигр и Евфрат, но при этом первозданные люди пребывали в непрестанном богообщении, духовно наслаждаясь созерцанием Бога и близостью с Ним.

2) Внутреннее состояние праведника, подлинно христианская радость, следствие богопознания, богообщения и богоуподобления;

3) Царство Небесное;

4) Царство Славы, которое откроется после Второго Пришествия Христа;

5) Внутреннее состояние тех, кто достиг Царства Небесного, тех, кто наследует Царство Славы.

Преподобный Серафим Саровский пишет, что если бы человек знал, как ужасен ад и как сладок рай, то он готов был бы вытерпеть самые страшные муки здесь, на земле.

Апостол Павел сказал об этом так: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Однажды преподобный Симеон, называемый Новым Богословом, был в таком осиянии Духом Святым, что воскликнул: О, Господи! Наверное, выше этого блаженства нет ничего на свете! Но получил ответ: То, что испытывают даже святые здесь на земле, во плоти, по сравнению с будущим райским блаженством подобно солнцу, нарисованному углем на бумаге, в сравнении с солнцем, сияющим на небе!


 

О рае в Новом Завете говорится в трех местах

Первым местом является обещание Христа, данное разбойнику, распятому вместе с Ним:

Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23,43).

Рай, о котором говорит Христос, – это Царство Божие. Царство Божие и рай, что весьма характерно, отождествляются.

Разбойник просит Христа: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк.23,42), – а Христос обещает ему вход в рай.

Примечательно толкование блаженного Феофилакта на это место: Ибо разбойник хотя уже в раю, или в царствии, и не только он, но и все исчисленные Павлом, однако же он не наслаждается всецелым обладанием благ.

Второй отрывок, в котором говорится о рае, содержится в Послании апостола Павла; он связан с его личным опытом:

И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор. 12, 3–4).

Толкуя это место, преподобный Никодим Святогорец говорит, что рай – это персидское слово, означающее сад, насажденный различными деревьями. В то же время он говорит, что «восхищение» апостола Павла в рай, согласно некоторым толкователям, означает, что «он был посвящен в таинственные и неизреченные слова о рае, которые до сего дня сокрыты от нас».

Как говорит преподобный Максим Исповедник, во время созерцания апостол Павел поднялся до третьего неба, то есть прошел «три неба» – деятельное любомудрие, естественное созерцание и тайнозрительное богословие, которое и является третьим небом, – и оттуда был восхищен в рай. Так он был посвящен в тайну того, что представляли собой два древа – древо жизни, которое произрастало посреди рая, и древо познания, в тайну того, кем был херувим и чем являлся огненный меч, с помощью которого он охранял вход в Эдем, а также во все остальные великие истины, представленные Ветхим Заветом.

Третье место находится в Откровении Иоанна. Епископу Ефеса кроме прочего говорится:

Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2, 7).

Согласно преподобному Андрею Кесарийскому, под древом жизни иносказательно подразумевается вечная жизнь. То есть Бог дает обетование «приобщиться благ будущего века».

И по толкованию Арефы Кесарийского, «рай – это блаженная и вечная жизнь».

Следовательно, рай, вечная жизнь и Царство Небесное – это одна и та же реальность.

Главное то, что рай – это вечная жизнь в общении и единстве с Троичным Богом.


Рай есть жилище живых и не принимает мертвых грехом….. (свт. Григорий Нисский, 24,349). Источник.

Рай есть слово Божие; наслаждение в нем – причастие Святаго Духа….. (прп. Марк Подвижник, 69,149).

Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами….. (прп. Исаак Сирин, 58,391).