Пискалы

Храм во имя святителя Николая Чудотворца

История села Пискалы

Первое упоминание о селе Пискалы встречается в 18 веке примерно в 1730-х годах. В те далекие годы село представляло из себя небольшую деревню, окружённую девственными лесоми. Местность, где поселились жители села Пискалы и соседних деревень, была покрыта густым лесом, в округе было много ручьев, речек и болот. В связи с это, первым поселенцам в эти края было сложно найти нужное количество годной для сельскохозяйственной деятельности земли. Для сельской жизни был выбран высокий берег бурной в те времена речки Пискалки – от имени речки и пошло название села. Речка Пискалка поделила село на две части. Население села  в основном было мордовское. Основным занятием жителей было лесное хозяйство и земледелие.

Старожилы села вспоминают о тех временах следующее. Первое время селение было небольшим и малочисленным. Но со временем село разрослось в сторону селения Новое Ерёмкино, в последствии стали строить дома на другом берегу речки. На месте где в настоящее время находится Дом культуры раньше находилась деревянная церковь в честь святого Дмитрия Солунского она была с колокольней, церковь была построена в 1871 г.

Через речку Пискалку был построен мост. Сельчанам приходилось строить мосты и через овраги коих было в этих местах значительное количество, для того, чтобы можно пройти к полям и делянкам. Дорогу проходящую через центр села сельчане назвали Большой или иначе Столбовой. По этой дороге проходил путь из города Ставрополя в город Самару и далее.

Важную роль в жизни местного населения играл лес. Занимаясь рубкой леса на зимнее время можно было в то время заработать около десяти рублей, а перевозкой этого леса на лошадях до пяти рублей. Лошадь в те времена можно было купить за 20 рублей.

Лес рубили не только на продажу в другие регионы. Его применяли для собственных нужд в строительстве домов, мельниц, нужных дворовых построек и на дрова. В дело шла не только хорошая древесина, но и корни деревьев из которых производили уголь и дёготь. В пискалинский лес приезжали за древесиной и из соседних сел: Ташла, Мусорки, Старой Бинарадки.

В дореволюционное время жители села делилось на две группы, на зажиточных и на бедных. Зажиточные сельчане имели хорошие деревянные дома. Большинство домов в то время были, как правило с соломенными крышами и глинобитными печами, обстановка и быт в избах была очень простым: столы, как правило ставились в переднем углу, вдоль стен стояли лавки. Старики, как правило спали на кроватях, а остальные на полатях.

В то время в многодетных семьях, как правило насчитывалось от 10 до 15 человек, не всем хватало места на полатях и им приходилось спать на полу. Постелью на полу была в основном солома, утром ее использовали на отопление дома. В те времена бань в деревне еще не было. Люди мылись в печах, позже стали мыться в печных чуланах, в них было теплее, чем в доме. Первые бани начали появляться у более состоятельных жителей села. В банях приходилось мыться нескольким семьям по очереди.

Одежда у сельчан была очень простой. Мужчины носили длинные домотканые рубахи, а брюки одевали в случае посещения церкви и в праздничные дни. Женщины носили самотканые широкие юбки или сатиновые сарафаны. Повседневная обувь была лапти изготовленные из бересты. В воскресение для посещения церкви и в праздничные дни мужчины одевали сапоги, женщины ботинки.

Победившая Октябрьская революция 1917 года всколыхнула жителей села Пискалы. Они начали собираться на площади перед церковью и проводили митинги, обсуждали всем селом свершившееся грандиозное событие. И в скором времени, в селе Пискалы была провозглашена Советская власть. Первыми представителями от Советской власти в Пискалах были: Ефим Матвеев — он был председателем сельсовета, Илья Барышкин — товарищ председателя сельсовета и Пётр Елисеев — секретарь сельсовета. Все трое были беспартийные, но очень горячо поддерживали новую Советскую власть.

В период начавшейся Гражданской войны жители села не могли оставаться в стороне. Они приняли активное участие в защите молодой Советской власти.

Во время НЭПа в селе оживилась частная торговля. Начали открываться новые сельские лавки и магазины. Состоятельные сельчане начали выкупать земли у бедных жителей села. В селе построили ветряные и паровые мельницы. Неимущих сельчан стали выселять на пустующие земли.

В 1929-м году началась коллективизация сельских жителей. В селе начали организовываться первые колхозы, первыми организаторами колхоза были местные жители: Яков и Марк Сурудины, Сергей Котаркин, Иван и Павел Калабины. Не трудно догадаться, что они были из бедных слоев населения.

Созданный в селе колхоз назвали «Красные Горки». Через некоторое время колхоз разделился на два самостоятельных хозяйства: первый назвали колхозом имени Кирова, а второй остался с именем «Красные Горки». Колхоз «Красные Горки» был передовым в предвоенное время.

Первый трактор в селе Пискалы появился в 1930 году и являлось большим событием для жителей села.

Начавшаяся Великая Отечественная война 22 июня 1941 года одна из самых трагических дат в истории села Пискалы, как и в целом для нашей страны. В годы Великой Отечественной войны из села на защиту Отечества были призваны 240 человек. А тяготы и лишения тяжелого военного времени всецело легли на плечи женщин села Пискалы, стариков и подростков. Многим защитникам Отечества не суждено было вернуться в родное село к своим родным и близким.

 

Современное село Пикалы

Источники в честь иконы Божией Матери «Казанская», источник во имя великомученика Димитрия Солунского и источник в честь Николая Чудотворца  и Храм во имя Николая Чудотворца

Источники в честь иконы Божией Матери «Казанская», источник во имя великомученика Димитрия Солунского и источник в честь Николая Чудотворца  и Храм во имя Николая Чудотворца.

Николай Викторович Маркедонов благодаря стараниям которого были обустроены святые источники и построен Храм во имя Николая Чудотворца

Николай Викторович Маркедонов благодаря стараниям которого были обустроены святые источники и построен Храм во имя Николая Чудотворца. Да конечно в этом деле были и другие помощники.  О нем даже в газетах статьи писали. Но на памятной доске о нем ни слова, а вот халявщики есть. Как принято у нас, лавры труженикам не положены.

Надежда Федоровна Сурудина и ее родовое гнездо

Надежда Федоровна Сурудина и ее родовое гнездо

Молильный дом в селе Пискалы

Молильный дом в селе Пискалы

Коллекция древних экспонатов Коллекция древних экспонатов