Грехопадение и изгнание Адама и Евы из рая
Грехопаде́ние — первое преступление совершенное человеком, оно связано с нарушением заповеди Божией о невкушении плодов с дерева познания, добра и зла, это нарушение повлекло за собой пагубные последствия для человека, а также и для окружающего мира.
Человека был создан, как венец творения, Бог устроил для него и особое место на земле — Эдемский сад (рай).
Изгнание же Адама и Евы из рая — самое ужасное событие, которое произошло с человеком от сотворения мира Богом и многое определило в жизни всего человечества. В результате произошедшего люди утратили единство с создавшим их Богом, а также друг с другом и с остальным миром.
Адам и Ева, были первые люди, сотворенные Богом на земле и являются прародителями человеческого рода. Бог создал Адама и Еву для того, чтобы они, и весь их род, то есть мы с вами жили в раю, познали Господа нашего и могли с Ним общаться. Жизнь Адама и Евы можно прочесть в книге Ветхого Завета – Бытие – в главах 2, 3 и 4.
Адам и Ева были созданы Богом по Его подобию на шестой день сотворения мира. Адам Бог создал «из праха земного». Бог наделил Адама душой и поселил его в Эдемском саду (Рае). Адам должен был хранить и возделывать Эдемский сад, а кроме того дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Еву же Бог создал как помощницу Адама. Создание Богом Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте книги Бытие говорится, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены, это один из главных замыслов Бога, а именно обеспечение жизни человека в любви, потому, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Господь Бог наделил Адама свободной волей выбора. Это величайший, но и очень ответственный дар данный Богом Адаму. Как испытание свободного выбора, как утверждение верности Богу Отцу, в Эдемском саду росло Древо Познания Добра и Зла.
Богом было разрешено Адаму и Еве вкушать плоды со всех деревьев растущих в райском саду. Но только с древа познания добра и зла Богом было запрещено вкушать. Это древо было реальным, а не символическим. Святителем Иоанном Златоустом был объяснен смысл этого названия: «Божественное Писание назвало это дерево деревом познания добра и зла, потому что у него должно было совершиться преступление или соблюдение заповеди» (Беседы на книгу Бытия. XVI.6).
Нам неизвестно, как долго Адам и Ева прожили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам с Евой прожили в Эдемском саду 7 лет) и все это время находились в состоянии чистоты и невинности.
Искушение
Сатане хотелось погубить Адама и Еву. И вот он в облике змея приступил к Еве, с уловками и хитростью убеждал Еву, что ей нужно попробовать плод Дерева познания Добра и Зла. Но Ева отказывается, потому, что Бог запретил им есть с этого дерева и говорил, что будет смерть всякому, кто вкусит плоды с этого дерева. Змей же продолжает искушать Еву, говоря, что, вкусив сей плод, люди не умрут, а станут Богами и познают, что такое Добро и Зло. Он говорил «если вкусите от этого дерева, то будете как боги».
Адам и Ева поддавшись дьявольскому искушению, совершили первый грех — они ослушались Бога, и даже не догадывались о том, к каким суровым последствиям это приведет.
Грехопадение
Сначала Ева, а потом и Адам, увлеченный собственной женой, нарушили данную им Заповедь Божию и вкусили от Древа плод Познания Добра и Зла. Необходимо сказать, что нарушение Заповеди Божией было только лишь предложено Адаму и Еве, но ни в коем слове не навязано. Первопричиной грехопадения Адама и Евы была их свободная воля данная Богом. Они оба были участниками в своем падении по доброй воле, потому, что вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь побуждает на грех, а не принуждает к нему.
Отведав запретный плод, Адам и Ева проявили своеволие, тем самым противопоставили данную им свободную волю выбора воле Божией.
Но когда они согрешили, им стало стыдно и страшно. И вместо того чтобы получить желаемое совершенство, которое будет равно Божиему, как они того желали, получилось все наоборот: их разум помрачился, совесть стала мучить, и те самым они лишились душевного спокойствия. Грех настолько изменил Адама и Еву, что услышав голос Бога в раю, они в страхе и стыде спрятались в деревьях, при этом забыв, что от вездесущего и всевидящего Бога ничего и нигде скрыть нельзя. Таким образом всякий человеческий грех удаляет их от Бога.
Но Бог, по Своему милосердию, призал их к покаянию, для того, чтобы они поняли свой грех и признались в нем перед Господом и попросили у Него прощения. Но Адам и Ева не раскаялись в содеянном, а начали перекладывать вину друг на друга: Адам на свою жену Еву, а жена — на змея.
Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Впустив грех в свою душу через непослушание и противостояние воле Божией, Адам и Ева «умерли», как и предупреждал их Господь Бог. Сначала они умерли духовно для жизни вечной, как умирает любой человек, предавшийся греху, а потом и «физически». Необходимо отметить, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – у человека появились разные болезни, а вместо благодати он стал испытывать страдания. В результате своего грехопадения человек лишился абсолютной праведности и бессмертия. Свой первородный грех Адам передал своим потомкам и всему человечеству.
Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни, люди пожелали стать Богами, минуя Бога.
Последствия содеянного греха Адама и Евы отразились на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу — на всех нас. По этой причине мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.
Изгнание из рая
За грехопадением Адама и Евы последовало неизбежное наказание: женщина была обречена рожать детей в муках и подчиняться своему мужчине, а мужчина в свою очередь был обязан трудиться в поте лица. Вместе с тем, Бог дает обетование о пришествии Спасителя, Который родится от Девы и Который победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту».
Так как люди стали грешными, то не могли больше жить в раю, и Господь изгнал Адама с Евой из Эдемского сада. Для тог, чтобы люди не смогли вернуться в Эдемский сад и снова вкусить плодов с Древа жизни, у входа в Рай Богом был поставлен херувим с пылающим мечом.
В Библии говорится, что Адам прожил 930 лет, а по еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.
О судьбе его жены Евы неизвестно, но в апокрифическом «Житии Адама и Евы» написано, что Ева умрет через 6 дней после смерти своего мужа Адама, она успела завещать своим детям высечь на камне историю жизни первых людей.
Библейское предание, которое говорит об изгнании Адама и Евы свидетельствует о том, что человек по своей воле отдалился от Бога, и по этой причине человечество утратило рай и единство с Богом. Люди неизбежно должны были погибнуть. Но Бог милостью своей не захотел допустить этого, чтобы созданный им человек был создан не напрасно и избрал другой путь для людей.
Как любящий родитель не отвернётся от своего ребенка нарушившего его запрет, так и Господь Бог не оставил своё творение. Да, Бог изгонал людей из рая. Но этим изгнанием Господь дает человечеству шанс, Он хочет спасти человека от вечной смерти: Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но Я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню.
Изгнание Богом Адама и Евы было вынужденной мерой, которая необходима для их спасения. Следуя по трудному пути самосовершенствования, набивая на этом пути синяки и шишки, человек вынужден учиться противостоять злу и тем самым спасается от смерти, вновь обретая жизнь вечную.
А через многие годы спустя Сам Бог сшел на землю в облике своего Сына Иисуса Христа, чтобы облегчить людям этот путь!
Снова, как и многия столетия назад, Господь Бог Христос, отворяет двери Своего Царства всем, кто идет с Ним, и кто хочет потрудиться, чтобы его жизнь не была существованием, а превратилась в паломничество к небесному раю.