Анна Тайшина
Анна Тайшина (нареченная при рождении Церен-янжи, ум. 1742г.) — калмыцкая княгиня, подданная Российской Империи. По её прошению был основан город Ставрополь (Тольятти) в месте Кунья Воложка на реке Волге .
Анна Тайшина происходила из древнего и знатного рода калмыцких тайшей. Она была внучкой Церен-хана, хошеутского владельца, женатого на родной тетке хана Аюки Мончакова – Дорджи-Раптан. Церен-янжи, как ее звали, вышла замуж в возрасте всего 14 лет за внука великого Аюки-хана, Баксадая-Дорджи, сына Чакдор-Джаба и Хандаги, дочери джамбулакского мурзы. Замуж она вышла за пределы хотона, и приданое, которое передавала семья жениха, было значительным.
Молодоженам выделили отдельную кибитку. Семья Баксадая отвечала за постройку кибитки, тогда как Церен-янжи оплатила внутреннее убранство. На свадьбе она была одета в длинное платье, почти закрывающее сапоги, с украшениями из золота и серебра. Под биизом у нее была манишка, вышитая серебряной и золотой нитью, а на голове – маленькая круглая шапочка из красного бархата.
Для российских властей было важно распространить православие среди членов семьи Тайшина. В сентябре 1734 года Церен-янжи, жена Петра Петровича Тайшина, была отправлена в Санкт-Петербург для крещения. Её сопровождали пристав астраханского драгунского полка, толмач, 20 буддийских монахов и две девочки. Церемония крещения, состоявшаяся в июле 1735 года, была тщательно прописана, а восприемницей стала императрица Анна Иоановна, нарекшая её Анной.
Петр и Анна Тайшины получили княжеский титул и титул правительницы. Петр Тайшин, ходатайствуя о возврате своего улуса, захваченного родственниками, в 1736 году направил просьбу в коллегию иностранных дел о передаче всех крещеных калмыков ему и разрешении построить город. Эта просьба была удовлетворена после его смерти. В это время Анна продолжала находиться в Петербурге и выпрашивала милости у императрицы.
После смерти мужа в 1736 году, жизнь Анны была полна забот о детях и борьбой с интригами родственников. Борьба за ханскую власть складывала суровые испытания для калмыцкой аристократии. Двоюродный брат Баксадая, Дондук-Омбо, продолжал вести войны с русскими и киргизами, не смотря на соглашения, подписанные Аюкой-ханом. Даже став ханом, он требовал возврата крещеных калмыков.
Политика христианизации калмыков в 17-18 веках была гибкой и учитывала внутренние и внешние факторы. Важным аспектом было крещение калмыцкой элиты, которая должна была оказывать влияние на соплеменников и поддерживать христианизацию. Смерть Аюки хана обострила борьбу наследников за престол, внук Аюки, Баксадай-Доржи, решивший принять православие, сделал это как политический шаг в борьбе за власть.
Мужа Церен-янжи – Баксадая-Доржи (брата хана Дондук-Омбо) крестили в ноябре 1724 года в Санкт-Петербурге в соборной Троицкой церкви.
Крещение было обставлено очень пышно и торжественно. Присутствие Петра I, архиереев Новгородского, Псковского, Вятского, членов Синода, сенаторов, министров, генералов и других знатных особ подчеркивало значимость и важность данного действа.
Во время крещения на Баксадая-Доржи был положен золотой крест, одет он был в новое платье, соболью шубу, покрытую золотой парчой, и соболью шапку. На обряд крещения было истрачено 469 руб. 8 коп. Его восприемником был Петр I, поэтому новокрещеный был наречен Петром, а его титул (тайша) стал фамилией.
На алтаре подаренной императором Петру Тайшину походной церкви была надпись:
«Повелением благочестивейшего Государя Петра Великого благославением Святейшего Синода состроился храм сей походный Воскресения Христова и освятися 1725 февраля 17 и дадеся владельцу калмыцкому новопросвещенному Петру Петровичу Тайше».
Для российских властей было весьма важно распространить православие среди членов семьи Петра Тайшина. В сентябре 1734 года в Санкт-Петербург для крещения была отправлена Церен-янжи, жена Петра Петровича Тайшина. Её сопровождали пристав астраханского драгунского полка, толмач, 20 буддийских монахов и две девочки. Церемония крещения, проведенная императрицей Анной Иоановной, была организована с тщательной детализацией и состоялась в июле 1735 года. Восприемницей стала сама императрица, и Церен-янжи нарекли Анной. Петр и Анна Тайшины получили княжеский титул и звание правительницы.
Петр Тайшин, пытавшийся вернуть свой наследственный улус, захваченный родственниками, в 1736 году обратился в коллегию иностранных дел с просьбой вернуть всех крещеных калмыков и разрешить ему построить «в способном месте город». Эта просьба была исполнена уже после его смерти. Анна Тайшина продолжала находиться в Петербурге и просила милости у императрицы, в то время как калмыки, назначенные ей в управление, начали стекаться к сборным пунктам в Астрахани, Самаре и Красном Яру. Люди, гонимые нуждой, представляли собой страшное зрелище, покидая родные степи и отправляясь в неизвестность. Её муж скончался в 1736 году.
Указом от 1737 года было предписано, чтобы к моменту приезда княгини Тайшиной в Самару была построена крепость и церковь. Новый начальник Оренбургской экспедиции, В.Н. Татищев, решил, что княгине лучше будет жить в Алексеевске между Самарой и Красносамарском, но это место ей не понравилось. По просьбе Татищева один из казаков указал на урочище Переполье, где находилась Воложка Копылова. На расстоянии около 20 верст находилась Кунья Воложка, где и построили крепость. Накануне отправления из Петербурга было решено назначить при ней архимандрита, трех священников и семь церковников с соответствующим жалованьем.
В 1737 году полковник Змеев, ответственный за Ставрополь, прибыл в Саратов вместе с княгиней Анной Тайшиной, где принял 2104 крещеных калмыков, находившихся в 700 кибитках. В апреле 1737 года княгиня Тайшина приехала в Самару, получив 9347 рублей от императрицы. Она также получила жалованную грамоту на управление всеми крещеными калмыками. Совет из зайсангов, которых выбирала сама княгиня Анна Тайшина, вместе с ней управлял подданными. В 1738 году началось строительство крепости, где был возведен дом для княгини.
В середине сентября 1738 года Анна Тайшина переехала в Ставрополь. Татищев, приехавший с проверкой, был тепло поблагодарен княгиней, которая даже хотела наградить его скотом, но он отказался. Как заботливая хозяйка, Анна поделилась с Татищевым радостью о том, что обнищавшие калмыки, прибывшие в Ставрополь, получили финансовую помощь и значительное количество приплода скота, а также успели запастись сеном на зиму. Она напомнила о деревнях, обещанных её мужу при его крещении, которые так и не были дарованы.
После беседы Анна Тайшина и Василий Татищев направились в церковь на обедню. В соответствии с указом от 26 февраля 1739 года, княгине было выделено 600 четвертей пахотной земли, 1000 копен сенокосов и более 1000 квадратных сажен леса. Кроме того, для поддержки бедных калмыков ей было предоставлено 500 рублей ассигнациями. В 1741 году Сенат наконец осуществил обещание, данное ее мужу, и выделил Анне Тайшиной несколько деревень. Духовником княгини был протоиерей Андрей Чубовской. В том же 1741 году Анна Тайшина, совместно с комендантом крепости бригадиром Андреем Ивановичем Змеевым, обратилась в Сенат с просьбой открыть в Ставрополе школу для калмыцких детей, на что Сенат выделил 500 рублей.
Неплюев отказал Анне Тайшиной в получении прав на винную торговлю, доходы от которой распределялись между всеми калмыками. Дочери Анны Тайшиной, приняв православие, вышли замуж за представителей русской аристократии.
Когда Анна Тайшина серьезно заболела и стало очевидно, что ее дни сочтены, ее окружение начало искать подходящую кандидатуру на ее место. Однако в Петербурге была утверждена кандидатура Никиты Дербетева. На смертном одре Анна Тайшина пророчески произнесла: «Через 100 лет на этой земле калмыкам не жить». После ее смерти в Ставрополе среди калмыков начались волнения, связанные с отъемом земли и прав на рыбную ловлю, что привело их к нищете и просьбам о милостыне. Полковник Кирилл Шарап сообщал: «Княгиня Тайшина и бригадир Змеев действительно проявляли великое старание о нас». Имущество Анны Тайшиной было признано выморочным решением Коллегии иностранных дел. После уплаты 300 рублей за доспехи, которые Петр Тайшин приобрел за 1500 овец, а его вдова передала Кириллу Шарапу, остальное имущество было разделено между зайсангами. Хан Дондук-Даша, брат Петра Тайшина, просил вернуть ему доспехи и печать из сандалового дерева, принадлежавшие князю и находившиеся у племянника княгини Петра Торгоутского. Коллегия иностранных дел выкупила доспехи у Кирилла Шарапа и передала их хану Дондук-Даше, а печать оставила в архиве.
Позднее для Дондук-Даши была выделена крепость Красный Яр. После смерти Анны Тайшиной в 1742 году школу закрыли. Ее кончина фактически сняла ту формальность, которой императрица прикрывала свои планы относительно ставропольских калмыков. В 1745 году правителем калмыков был назначен ее племянник, князь Петр Торгоутский, при котором был образован «Калмыцкий суд» с военно-административными функциями. В его состав входили войсковой полковник, войсковой судья, войсковой писарь, надзиратель за улусами, войсковой есаул и два войсковых хорунжих. После смерти войскового судьи Петра Торгоутского власть перешла к Никите Дербетеву.