Учебный аэродром Самарского университета

Boeing 737Учебный аэродром Самарского университета (в советское время — учебный аэродром КуАИ) — аэродром расположен в Кировском районе города Самара, недалеко от учебный аэродром находятся аэропорт Смышляевка и аэродрома Безымянка.

История Учебного аэродрома Самарского университета

Учебный аэродром СГАУ раньше был частью кафедры Эксплуатации военной техники. Военная кафедра была основана в аэрокосмическом университете в 1942 году и до 1962 года занималась подготовкой специалистов для военно-воздушных сил, таких как техники самолётов и штурманы. Аэродром был создан для практических занятий по специальности, где использовалась в основном старая списанная авиационная техника, пережившая войну. Среди них были самолёты Пе-2, Ту-2, Як-3, Ла-5, Ла-7 и Ли-2. Штурманская подготовка осуществлялась на По-2. Становление кафедры связано с её первым начальником — капитаном Н. А. Черешко.

В настоящее время аэродром в основном используется кафедрой Эксплуатации авиационной техники, хотя занятия проводятся и другими кафедрами. В обучении активно применяются воздушные суда типов Ан-2 (для студентов первого курса), Ми-8Т (второй курс), Як-42 и Ту-154Б-2 (третий курс). Остальные самолёты находятся на хранении, многие из них в плохом состоянии. Обучение проходит в летний период и является практикой для студентов, изучающих эксплуатацию авиатехники.

Самолеты на Учебном аэродроме Самарского университета

Все самолеты и вертолеты находящиеся на аэродроме Самарского университета сначала прибыли на аэродром Безымянка, а некоторые в аэропорт Смышляевка, а затем своим ходом были отбуксированы на аэродром Самарского университета. Однако с тех пор, из-за отсутствия надлежащего технического контроля, они утратили возможность самостоятельного взлёта. Тем не менее, многие системы, включая силовые установки, по-прежнему функционируют и используются в учебных целях.

Самолёт Л-410УВП с бортовым номером CCCP-67131 предназначен для транспортировки пассажиров, грузов и почты. Он был произведён чешской компанией Let Aircraft Industries и стал первым иностранным самолётом, допущенным к полётам в Советском Союзе.

Самолёт Ан-12 с бортовым номером CCCP-11339 использовался до конца 1980-х годов для газовки всех двигателей и сейчас служит местом проведения лабораторных работ для студентов.

Самолёт Як-42 с бортовым номером СССР-42309, вероятно, использовался в Министерстве авиационной промышленности на Московском машиностроительном заводе «Скорость». Он был произведён в 1978 году и после завершения эксплуатации был передан для учебных целей на аэродром КуАИ. По легендам университета, его посадка была выполнена Героем Советского Союза С. Е. Савицкой на грунтовой взлётно-посадочной полосе в аэропорту Смышляевка.

Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-х годах. На аэродроме представлен самолёт с бортовым номером СССР-77108, который совершил свой первый полёт 12 декабря 1975 года. Он участвовал в государственных испытаниях, выполнив 50 полётов общей продолжительностью 68 часов, из которых 6 часов были на сверхзвуковой скорости. С 1976 по 1981 годы проводились доводочные работы на самолёте, в результате которых были получены данные для установления метеоминимумов. В 1987 году Ту-144 был передан Куйбышевскому авиационному институту. 27 августа 1987 года экипаж В. П. Борисова осуществил последний полёт данного самолёта, который затем был помещён на хранение в КуАИ.

Ан-2 — это биплан, разработанный в СССР в 1947 году, который продолжает производиться более 60 лет в Китае. На аэродроме представлено 7 экземпляров с бортовыми номерами: CCCP-70774, CCCP-96218, CCCP-06258, CCCP-70510, CCCP-41301, CCCP-28853 и CCCP-41361.

Ту-104Е, первый советский реактивный пассажирский самолёт с бортовым номером CCCP-42441, был выпущен в конце 1959 года и совершил первый полёт в январе 1960 года. 2 июня 1960 года экипаж под руководством летчика Ковалева установил мировой рекорд, пролетев 2000 км с грузом 15 тонн со средней скоростью 959,94 км/ч. В отличие от второго опытного Ту-104Е, этот самолёт остался в российском регистре и находится на хранении с конца 1970-х годов.

Самолёт Ту-154 с бортовым номером СССР-85003 являлся «летающей лабораторией» и стал первым самолётом своего класса, поднявшимся в воздух, после того как первые два образца были разрушены во время стендовых испытаний. После уничтожения самолёта СССР-85005 он остался единственным сохранившимся опытным образцом.

Самолёт Ту-154М с бортовым номером RA-85069 был передан авиакомпанией «Ю-Тэйр» Самарскому государственному аэрокосмическому университету (СГАУ) по бессрочному договору аренды. 28 марта 2014 года экипаж Р. Т. Есаяна выполнил его последний полёт с заводского аэродрома Безымянка на площадку аэродрома Смышляевка. Затем самолёт будет перемещён на стоянку учебного аэродрома СГАУ и использоваться для практических работ со студентами. Он носит имя «Валерий Бурнаев».

Кроме того на аэродроме также представлены самолёты Ту-134, МиГ-23 и вертолеты Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-24.