Строительство АвтоВАЗа в Тольятти: Рождение автомобильного гиганта

Первый автомобиль ВАЗ-210120 июля 1966 года было принято историческое решение о строительстве в городе Тольятти нового крупного автомобильного завода. Это событие положило начало созданию одного из крупнейших автопроизводителей в Европе и флагмана отечественного автомобилестроения.

Выбор места и подготовка к строительству

Тольятти был выбран в качестве площадки для строительства завода после тщательного анализа 54 различных вариантов. Город опередил такие крупные центры, как Минск и Киев, благодаря выгодному стратегическому расположению и экономическим факторам.

Для реализации масштабного проекта было принято решение о сотрудничестве с итальянским концерном FIAT. 15 августа 1966 года в Москве был подписан контракт, согласно которому FIAT должен был не только предоставить технический проект завода, но и обеспечить его технологическое оснащение и обучение специалистов.

Начало строительства

3 января 1967 года строительство Волжского автозавода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи молодых людей со всей страны устремились в Тольятти, чтобы принять участие в создании автогиганта.

Уже 14 января 1967 года был вынут первый ковш земли из котлована будущего завода. Строительство велось рекордными темпами. Всего за три с половиной года вместо запланированных шести лет была возведена основная часть производственных корпусов.

Масштабы строительства

Масштабы строительства АвтоВАЗа поражают воображение:

⦁ Общая площадь производственных корпусов составила 2,1 млн кв. м
⦁ Было проложено 213 км шоссейных дорог и 180 км железнодорожных путей
⦁ Уложено 6 млн кубометров монолитного и сборного железобетона
⦁ Смонтировано 300 тыс. тонн металлоконструкций.

Оснащение завода

Оборудование для нового предприятия изготавливалось на 844 машиностроительных заводах СССР и 900 заводах других стран, включая ФРГ, Италию, Великобританию и Францию. Это обеспечило АвтоВАЗ самым современным на тот момент оборудованием.

Первые результаты

19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули». Это событие ознаменовало начало новой эры в отечественном автомобилестроении.

Уже в 1971 году предприятие выпустило 220 тысяч автомобилей, а 16 июля того же года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ»[3] (https://chronograph.livejournal.com/106885.html).

Значение строительства АвтоВАЗа

Строительство Волжского автомобильного завода стало не просто созданием нового предприятия, а настоящим прорывом для советской промышленности. АвтоВАЗ был рассчитан на выпуск 660 тысяч автомобилей в год, что соответствовало суммарному объему производства всех существовавших на тот момент автозаводов СССР, включая грузовики и автобусы.