Памятники золотоордынского периода в Самарском крае

Памятники золотоордынского периода — относятся ко второй половине XIII — XIV веков и представляют собой археологические комплексы, расположенные в степной зоне Самарского края. К ним относятся курганы, грунтовые могильники и поселения, связанные с кочевыми народами, традиционно обитавшими на этой территории.

Группы кочевого населения и особенности погребального обряда

Археологические исследования позволили выделить три основные группы кочевников с характерными языческими погребальными обрядами:

1. Печенежско-торческий обряд

К этой группе относятся погребения с курганной насыпью, где покойные лежали вытянутыми на спине с западной ориентировкой. В могилах часто находят вещи эпохи XIII–XIV веков и части коня — признак курганных могильников у сел Новопавловка и Александровка Безенчукского района.

Погребения с западной ориентировкой известны также в грунтовых могильниках у сел Виловатое, Екатериновка и на дюне «Большой Шихан». Такой обряд был распространён в южнорусских степях до монгольского завоевания, после чего переместился в волжские степи. Это явление связывают с насильственным переселением кочевников после поражения от монголов.

2. Половецкий обряд

Вторая группа характеризуется сочетанием восточной ориентировки умерших и захоронением рядом с ними целого коня. Примером служит погребение в саду совхоза им. Луначарского Ставропольского района.

3. Обряд с северной ориентировкой и отсутствием коня в могиле

Самая многочисленная группа кочевников отличалась ориентацией погребённых в северной половине круга и отсутствием обычая класть в могилу коня. Эти памятники появились в Поволжье с приходом монголов.

Данная группа делится на две подгруппы:

— Подкурганные могильники (Гвардейцы, Покровка, Александровка).
— Могильники на дюнах (район реки Самары: у сел Максимовка, Виловатое, Утевка).

Появление бескурганных дюнных могильников отражает процесс перехода беднейшей части кочевников к оседлости.

Социально-экономические особенности

Классовое расслоение в Золотой Орде и переход кочевников к оседлости наблюдались повсеместно, особенно в районах, прилегающих к земледельческим центрам. На берегах реки Самары существовал район компактного проживания таких оседлых кочевников.

Здесь располагался гончарный ремесленный центр на дюне «Большой Шихан». Возле села Максимовка обнаружен поселок золотоордынского времени с находками монеты хана Узбека и клада железных орудий труда — лемехов, плужных резаков, серпов, скобеля, обломка косы и топоров. Эти находки свидетельствуют о занятиях земледелием.

Этнический состав и миграции

Южные районы Самарского Поволжья в золотоордынское время были компактно заселены различными этническими группами кочевников. За отдельными группами, вероятно, закреплялись определённые маршруты перекочёвок, что объясняет образование постоянных могильников.

Тем не менее, кочевники-язычники могли свободно проживать и быть похороненными на других территориях — на Самарской Луке (например, II Усинский могильник), на побережье Волги (Екатериновка, погребение в саду совхоза им. Луначарского), а также в лесостепных районах (одиночный курган у бывшей деревни Гундоровка).

Заключение

Кочевнические памятники золотоордынского периода в Самарском Поволжье отражают сложные процессы этнического и культурного взаимодействия, миграций и трансформаций кочевого образа жизни в условиях господства Золотой Орды и постепенного перехода части кочевников к оседлости.

Литература

— Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.

— История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000.