Мордва в Самарском крае в XIII–XIV веках

До татаро-монгольского нашествия мордовские племена проживали на территории современных Нижегородской и Пензенской областей. Самарское Поволжье в этот период служило пограничной зоной между государством Волжская Болгария и степными кочевниками. Северные лесные районы и Самарская Лука принадлежали Волжской Болгарии, а в степях кочевали небольшие группы тюркоязычных кочевников.

Завоевание Волжской Болгарии татарами и монголами и включение её в состав Золотой Орды существенно изменили этнокультурный состав населения региона. В рамках единого государства с сильной центральной властью размывались традиционные этнические границы Среднего Поволжья. Началось интенсивное проникновение кыпчаков и других тюркоязычных кочевников в города и поселения бывшей Волжской Болгарии. Из русских княжеств в Поволжье насильственно приводились большие группы пленного русского населения. Археологически зафиксировано массовое переселение мордовских племён — эрзи и мокши — со своих исконных земель в район Самарской Луки и противоположного левого берега Волги.

Археологические памятники

Памятники мордовской культуры второй половины XIII–XIV веков представлены поселениями и грунтовыми могильниками, такими как Барбошина поляна, Муранка, Усинский могильник. Зоны расселения мордовского населения на Самарской Луке и побережье Волги связаны с удобными местами для переправ и транспортировки судов.

Можно предполагать, что заселение побережья Волги во второй половине XIII века носило планомерный характер и было обусловлено целенаправленной политикой золотоордынских ханов. Появление поселков с разноэтническим населением связано с насильственным расселением пленников из покорённых соседних стран для обслуживания Великого Волжского пути.

Этнический состав и погребальный обряд

Мордовская группа населения Самарского края в золотоордынский период включала мокшу и эрзю, которые до прихода на Волгу жили раздельно. Между ними были некоторые различия в погребальном обряде и женских украшениях.

Археологически зафиксирован устойчивый языческий погребальный обряд с такими особенностями:

— Грунтовые могильники с могильными ямами, расположенными рядами.
— Простые могильные ямы различной глубины (0,3–2 м).
— Использование деревянных гробовищ и колод.
— Различное положение умерших: мужчины — вытянуты на спине, женщины — в позе спящего, на правом боку с подогнутыми ногами, руки перед лицом.
— Различная ориентировка умерших: у мокши — южная, у эрзи — северная.
— Эпизодическое применение трупосожжения.
— Богатый погребальный инвентарь: вооружение, орудия труда, сбруя, предметы быта — в мужских погребениях; украшения, глиняная посуда и предметы быта — в женских.

Специфическими женскими украшениями мокши были полукери (трубчатые накосники для косы) и сюльгамы (застёжки с плоскими треугольными лопастями). Для эрзянских женщин традиционны кольцевые застёжки.

Керамика

Мордовская керамика из памятников Самарского Поволжья представлена ручной лепкой сосудов баночной, горшковидной и мисковидной формы. Сосуды, как правило, не орнаментированы и имеют пятнистый серовато-коричневый цвет, обусловленный костровым обжигом. Технология изготовления архаична: глина с добавкой шамота и органики в высокой концентрации, использование лоскутного налепа, отсутствие гончарного круга.

Исторические события и судьба населения

Разгром войск золотоордынского хана Тохтамыша в битве на реке Кондурче в 1391 году привёл к разгрому большинства поселков и полному опустошению Самарского края. Это событие существенно повлияло на судьбу мордовского населения региона.

Литература:
История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000.