Маклашеевская культура бронзового века
Маклашеевская культура представляет собой археологическую культуру конца эпохи бронзы, датируемую XI-IX веками до нашей эры. Эта культура является важным связующим звеном между бронзовым и ранним железным веком на территории Волго-Камья и рассматривается некоторыми исследователями как часть предананьинской культурно-исторической общности.
Географическое распространение
Территория распространения памятников Маклашеевской культуры имеет четкие географические границы:
- На западе — река Ветлуга
- На севере — Средняя Кама в районе города Перми
- На востоке — река Белая в районе Уфы
- На юге — река Сок
В Самарском Поволжье, расположенном южнее основного ареала Маклашеевской культуры, известны лишь отдельные памятники, содержащие комплексы керамики маклашеевского типа. Они локализованы в бассейне рек Сок и Большой Кинель.
История изучения
Название культуры связано с первым изученным памятником у села Маклашеевка в Спасском районе Татарии. Первоначально памятники Маклашеевской культуры А.Х. Халиков относил к особому этапу приказанской культуры. Позднее было обосновано существование в конце бронзового века особой культуры, являвшейся частью предананьинской культурно-исторической общности.
Характерные черты
Керамика
Для Маклашеевской культуры характерны новые для Волго-Камья гончарные традиции, выразившиеся в:
- Появлении круглодонных сосудов с цилиндрическим высоким горлом
- Орнаментации, сочетающей ямочные вдавления и флажковые орнаменты
- Использовании примеси раковины в глиняном тесте
Поселения и жилища
На поселениях Маклашеевской культуры обнаружены остатки наземных жилищ вытянутой формы. Конструктивные особенности этих жилищ отражают адаптацию населения к природно-климатическим условиям региона.
Погребальный обряд
Основные черты погребального обряда Маклашеевской культуры:
- Грунтовые могильники с рядным расположением могильных ям
- Захоронение умерших в вытянутом на спине положении
- Ориентировка погребенных ногами или головой в сторону реки
- Наличие сопровождающего инвентаря
Инвентарь
Погребальный инвентарь Маклашеевской культуры разнообразен и включает:
Орудия труда:
- Бронзовые и каменные ножи
- Костяные и бронзовые проколки
- Каменные тесловидные орудия и оселки (встречаются реже)
- Орудия рыбной ловли (бронзовые крючки и костяные гарпуны)
Оружие:
- Каменные и бронзовые наконечники копий
- Бронзовые топоры-кельты
- Стрелы с костяными наконечниками
- Каменные булавы
Украшения:
- Бронзовые очковидные подвески
- Височные кольца
- Бронзовые браслеты
- Ожерелья из стеклянных бус
- Круглые бронзовые бляхи с ушком
Конская сбруя:
- Стержневидные псалии
В некоторых погребениях обнаружены остатки жертвенной пищи в виде костей мелкого рогатого скота, лошади, птицы, что свидетельствует о развитых погребальных ритуалах и определенных верованиях.
Происхождение культуры
Происхождение Маклашеевской культуры является сложной проблемой в археологии, по которой существует несколько гипотез:
- Миграционная гипотеза: Некоторые исследователи связывают появление культуры с миграцией племен ирменской культуры из Западной Сибири в Волго-Камье. Свидетельством этого процесса считается Рождественский могильник в Татарии.
- Приуральская гипотеза: По мнению других исследователей, Маклашеевская культура формируется на базе приуральских памятников переходного межовско-маклашеевского типа.
- Автохтонная гипотеза: Согласно третьей точке зрения, культура сложилась на местной основе в результате взаимодействия «текстильного» и андроноидного культурных компонентов.
Историческое значение
Многие элементы Маклашеевской культуры находят продолжение в памятниках ананьинской культурно-исторической общности, что побудило некоторых ученых относить ее к кругу культур раннего железного века. Это позволяет рассматривать Маклашеевскую культуру как важный этап в культурогенезе народов Волго-Камского региона.
В Самарском Поволжье керамика Маклашеевской культуры обнаружена на поселениях Нижняя Орлянка II, Чекалино II, Новый Путь IV, Веретяевка II, что позволяет существенно расширить территорию культурогенеза культур предананьинского круга.
Литература
- Халиков А.Х. Приказанская культура // САИ. Вып.В.1-24. М., 1980.
- Колев Ю.И. Керамические комплексы поселений позднего бронзового века в нижнем течении р.Сок // Вопросы археологии Поволжья. Вып.1. Самара, 1999.
- Чижевский А.А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового–раннем железном веках. Казань, 2008.