Маклашеевская культура бронзового века

Маклашеевская культура представляет собой археологическую культуру конца эпохи бронзы, датируемую XI-IX веками до нашей эры. Эта культура является важным связующим звеном между бронзовым и ранним железным веком на территории Волго-Камья и рассматривается некоторыми исследователями как часть предананьинской культурно-исторической общности.

Географическое распространение

Территория распространения памятников Маклашеевской культуры имеет четкие географические границы:

  • На западе — река Ветлуга
  • На севере — Средняя Кама в районе города Перми
  • На востоке — река Белая в районе Уфы
  • На юге — река Сок

В Самарском Поволжье, расположенном южнее основного ареала Маклашеевской культуры, известны лишь отдельные памятники, содержащие комплексы керамики маклашеевского типа. Они локализованы в бассейне рек Сок и Большой Кинель.

История изучения

Название культуры связано с первым изученным памятником у села Маклашеевка в Спасском районе Татарии. Первоначально памятники Маклашеевской культуры А.Х. Халиков относил к особому этапу приказанской культуры. Позднее было обосновано существование в конце бронзового века особой культуры, являвшейся частью предананьинской культурно-исторической общности.

Характерные черты

Керамика

Для Маклашеевской культуры характерны новые для Волго-Камья гончарные традиции, выразившиеся в:

  • Появлении круглодонных сосудов с цилиндрическим высоким горлом
  • Орнаментации, сочетающей ямочные вдавления и флажковые орнаменты
  • Использовании примеси раковины в глиняном тесте

Поселения и жилища

На поселениях Маклашеевской культуры обнаружены остатки наземных жилищ вытянутой формы. Конструктивные особенности этих жилищ отражают адаптацию населения к природно-климатическим условиям региона.

Погребальный обряд

Основные черты погребального обряда Маклашеевской культуры:

  • Грунтовые могильники с рядным расположением могильных ям
  • Захоронение умерших в вытянутом на спине положении
  • Ориентировка погребенных ногами или головой в сторону реки
  • Наличие сопровождающего инвентаря

Инвентарь

Погребальный инвентарь Маклашеевской культуры разнообразен и включает:

Орудия труда:

  • Бронзовые и каменные ножи
  • Костяные и бронзовые проколки
  • Каменные тесловидные орудия и оселки (встречаются реже)
  • Орудия рыбной ловли (бронзовые крючки и костяные гарпуны)

Оружие:

  • Каменные и бронзовые наконечники копий
  • Бронзовые топоры-кельты
  • Стрелы с костяными наконечниками
  • Каменные булавы

Украшения:

  • Бронзовые очковидные подвески
  • Височные кольца
  • Бронзовые браслеты
  • Ожерелья из стеклянных бус
  • Круглые бронзовые бляхи с ушком

Конская сбруя:

  • Стержневидные псалии

В некоторых погребениях обнаружены остатки жертвенной пищи в виде костей мелкого рогатого скота, лошади, птицы, что свидетельствует о развитых погребальных ритуалах и определенных верованиях.

Происхождение культуры

Происхождение Маклашеевской культуры является сложной проблемой в археологии, по которой существует несколько гипотез:

  1. Миграционная гипотеза: Некоторые исследователи связывают появление культуры с миграцией племен ирменской культуры из Западной Сибири в Волго-Камье. Свидетельством этого процесса считается Рождественский могильник в Татарии.
  2. Приуральская гипотеза: По мнению других исследователей, Маклашеевская культура формируется на базе приуральских памятников переходного межовско-маклашеевского типа.
  3. Автохтонная гипотеза: Согласно третьей точке зрения, культура сложилась на местной основе в результате взаимодействия «текстильного» и андроноидного культурных компонентов.

Историческое значение

Многие элементы Маклашеевской культуры находят продолжение в памятниках ананьинской культурно-исторической общности, что побудило некоторых ученых относить ее к кругу культур раннего железного века. Это позволяет рассматривать Маклашеевскую культуру как важный этап в культурогенезе народов Волго-Камского региона.

В Самарском Поволжье керамика Маклашеевской культуры обнаружена на поселениях Нижняя Орлянка II, Чекалино II, Новый Путь IV, Веретяевка II, что позволяет существенно расширить территорию культурогенеза культур предананьинского круга.

Литература

  1. Халиков А.Х. Приказанская культура // САИ. Вып.В.1-24. М., 1980.
  2. Колев Ю.И. Керамические комплексы поселений позднего бронзового века в нижнем течении р.Сок // Вопросы археологии Поволжья. Вып.1. Самара, 1999.
  3. Чижевский А.А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового–раннем железном веках. Казань, 2008.