Липяги
Липяги – это деревни на территории современного Новокуйбышевска и железнодорожная станция Липяги. С середины XVIII века левобережье реки Волги заселяли переселенцы. Одна из версий говорит, что общее название деревням Русские, Мордовские и Чувашские Липяги дали из-за того, что в этих местах росли липовые деревья. История деревень начинается со времен правления Екатерины Великой. Императрица подарила графам Орловым земли в Поволжье. И таким образом появились сёла Русские, Мордовские и Чувашские Липяги. Деревни возникли с 1765 по 1795 годы. Первое упоминание о деревнях содержится в летописях от 1798 года.
Русские Липяги
Русские Липяги — на сегодняшний день она остается самой крупной из трех территорий, сохранившихся на карте. В начале XX века здесь насчитывалось 54 двора, среди которых были пахотные солдатские дворы, что свидетельствует о значительном сельскохозяйственном потенциале этой местности. В начале 1900-х годов самарский мещанин Павел Кошелев приобрел землю вблизи Русских Липяг и основал первый кирпичный завод, который стал важным этапом в развитии будущего Новокуйбышевска.
С течением времени в Русских Липягах начали развиваться промышленные предприятия, в частности мельницы, которые использовали нефтяные двигатели для работы. Это способствовало росту экономики и улучшению жизненных условий местных жителей. Кроме того, из Липяг в Самару регулярно перевозили молочные и сельхозпродукты, что подчеркивает, как сельскохозяйственную, так и торговую активность региона.
Чувашские Липяги
Соседствующие Чувашские Липяги также представляют собой важную часть исторического наследия этого района. Хотя население здесь было чуть меньше, все три поселения находились в непосредственной близости друг к другу, что создавало уникальную культурную и социальную атмосферу. По неофициальным данным, существует план по сносу Чувашских Липяг в связи со строительством нового завода, однако эта информация пока не подтверждена официально. Важно отметить, что соседние Мордовские Липяги уже исчезли с карты региона, что вызывает опасения у местных жителей относительно будущего других поселений.
Мордовские Липяги
Мордовские Липяги были небольшим поселением с 24 дворами. В 1838 году здесь была построена церковь Николая Чудотворца, которая стала важным духовным центром для местных жителей. Однако в 1930-х годах, в период советской власти, церковь была закрыта, и с тех пор начался процесс упадка деревни. К сожалению, Мордовские Липяги не сохранились до наших дней: село было снесено в 1970-х годах вместе с церковью. На территории бывшей деревни установлены крест и табличка с надписью урочище, которая напоминает о когда-то живом сообществе и его истории.
Таким образом, история Русских, Чувашских и Мордовских Липяг представляет собой важный фрагмент культурного и исторического наследия региона, отражая как развитие сельского хозяйства и промышленности, так и судьбы людей, которые здесь жили.
Железнодорожная станция Липяги
Железнодорожная станция Липяги возникла после постройки Самаро-Златоустовской железной дороги, открытой в 1877 году, задолго до основания города Новокуйбышевска.
Название станции связано с близлежащими населёнными пунктами: Русские Липяги, Мордовские Липяги и Чувашские Липяги.
Со станцией Липяги связано множество исторических событий. В частности, в 1918 году здесь происходили жестокие бои между защитниками Самары и белочехами. В октябре 1918 года на станции были расстреляны участники обороны города Самары рабочие этой станции.