Картины Ильи Репина

 Бурлаки на Волге, 1870-73

Эта работа стала первым значительным успехом Ильи Репина (1844-1930). Идея картины пришла к художнику ещё во время учёбы в Академии Художеств, когда, прогуливаясь по набережной Невы, он был поражён зрелищем бурлаков, отчаянно тянувших тяжёлые ноши мимо беззаботно прогуливающихся горожан. Репин, выросший в семье с небольшими доходами, сопереживал беднякам. Сюжет картины резко контрастировал с академическими традициями, где предпочтение отдавалось «возвышенным» темам из мифологии и истории. В отличие от этого, Репин выбрал тему, отражающую «истинную реальность» и содержащую социальную критику, и его «Бурлаки» стали символом тяжёлой участи народа. На Всемирной выставке 1873 года в Вене картина была отмечена бронзовой медалью и куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем. Картина в экспозиции Государственного Русского музея.

  1. Садко в подводном царстве, 1876

После завершения учебы в Академии Репин отправился в длительное путешествие за границу. В 1873 году он посетил Италию, жил в Риме, а затем провёл три года во Франции, изучая актуальные художественные направления. Хотя Репин не стал сторонником импрессионизма, он внимательно следил за развитием нового стиля. Во время пребывания за границей он размышлял о чертах национального характера и создал картину «Садко», в которой явно выражено отторжение сказочным русским героем «иноземной» красоты. Хотя сам художник считал свою работу неудачной, в ней просматривается процесс формирования его взглядов на жизнь и искусство. Картина в экспозиции Государственного Русского музея.

  1. Крестный ход, 1883

В этом произведении Репин вновь поднимает проблемы социального неравенства. Картина восхищает многообразием персонажей – более 70 образов формируют «цельную картину народной жизни». «Крестный ход» вызвал противоречивые отклики у современников: одни считали, что эта работа окончательно утвердила репутацию Репина как ведущего художника России, другие же воспринимали её как «небеспристрастное изображение реальности». Государственная Третьяковская галерея

 

  1. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1883-1885

Предполагается, что Репин создал эту картину как отклик на трагические события 1881 года – убийство царя Александра II и казни народовольцев. Поскольку изображение реальных событий было невозможно, художник нашёл историческую параллель. Эта работа вызвала недовольство Александра III, который отдал распоряжение о запрете её выставки. Полотно подвергалось вандализму дважды: сначала в 1916 году живописец Абрам Балашов нанес три удара ножом по лицу царя, а затем в 2018 году вандал повредил фигуру царевича, ударив картину металлическим объектом. В данный момент полотно находится на реставрации.   Государственная Третьяковская галерея

  1. Портрет композитора Модеста Мусоргского, 1881

Данная работа стала одной из пиковых точек в портретном мастерстве Репина. Психологический портрет был написан в очень трудный период жизни композитора, который страдал от серьёзной болезни и находился в военном госпитале. Репин завершил портрет всего за четыре дня, понимая, что его старый друг находится «на грани вечности».   Государственная Третьяковская галерея

  1. Портрет Павла Третьякова, 1883

Это один из двух прижизненных портретов известного коллекционера и основателя Третьяковской галереи. На момент передачи Галереи городу Москве в его собрание входило 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур, а также 84 работы зарубежных художников. Третьяков, не любивший позировать, согласился на это только по уважению к Репину. Коллекционер изображён на фоне своих картин, среди которых можно увидеть «Над вечным покоем» Исаака Левитана и «Три богатыря» Виктора Васнецова. В год создания портрета, Третьяков находился на пике своей собирательской деятельности, и его коллекция стала известна не только в Москве, но и в России. Он был одним из основных коллекционеров работ Репина и других известных передвижников, художников, работающих в области социальной критики.   Государственная Третьяковская галерея

  1. Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-91

   Государственный Русский музей 

  1. Не ждали, 1883-1888

Эта картина является одной из работ Репина, посвященных судьбам первых русских революционеров-народников. В 1870-80-е годы революционное движение переживало подъем, но также и жестокое подавление. Репин, как и многие его современники, идеализировал молодых оппозиционеров и проводил параллели между судьбой народников и жертвенным подвигом Христа. В композиции картины изображенные персонажи схожи с фигурами в библейских сюжетах, таких как «Воскрешение Лазаря» или «Христос в Эммаусе». Возвращение осужденного революционера, вероятно, с каторги, воспринимается как символическое Воскресение.   Государственная Третьяковская галерея

  1. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901-1904г.

Эта картина была написана Репиным к столетнему юбилею Государственного Совета по заказу правительства. Гигантский холст размером 400 на 877 см был выполнен в короткий срок – всего за три года. Эдюды, предназначенные для картины, оказались не менее ценными, чем сама работа — они были написаны с импрессионистической свободой и порой приближались к абстракции. Репин создавал 48 портретных этюдов с чиновников, которые позировали ему персонально. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце, а часть этюдов была приобретена Музеем Александра III; деньги, полученные за них, художник использовал на нужды флота. Картина в экспозиции Государственного Русского музея.

  1. Автопортрет с Н.Б. Нордман, 1903

В 1899 году Репин приобрел землю в Куоккала, Финляндия, и построил дачу, которую назвал «Пенаты». Здесь он провел последние годы своей жизни вместе со своей второй супругой, Натальей Борисовной Нордман. Музей Атенеум

 

После революции художника многократно пытались вернуть в Советскую Россию, но он не принял новую власть и провел остаток своих дней в Куоккала, где и скончался в 1930 году в возрасте 96 лет.