Картины Ильи Репина
Бурлаки на Волге, 1870-73
Эта работа стала первым значительным успехом Ильи Репина (1844-1930). Идея картины пришла к художнику ещё во время учёбы в Академии Художеств, когда, прогуливаясь по набережной Невы, он был поражён зрелищем бурлаков, отчаянно тянувших тяжёлые ноши мимо беззаботно прогуливающихся горожан. Репин, выросший в семье с небольшими доходами, сопереживал беднякам. Сюжет картины резко контрастировал с академическими традициями, где предпочтение отдавалось «возвышенным» темам из мифологии и истории. В отличие от этого, Репин выбрал тему, отражающую «истинную реальность» и содержащую социальную критику, и его «Бурлаки» стали символом тяжёлой участи народа. На Всемирной выставке 1873 года в Вене картина была отмечена бронзовой медалью и куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем. Картина в экспозиции Государственного Русского музея.
- Садко в подводном царстве, 1876
После завершения учебы в Академии Репин отправился в длительное путешествие за границу. В 1873 году он посетил Италию, жил в Риме, а затем провёл три года во Франции, изучая актуальные художественные направления. Хотя Репин не стал сторонником импрессионизма, он внимательно следил за развитием нового стиля. Во время пребывания за границей он размышлял о чертах национального характера и создал картину «Садко», в которой явно выражено отторжение сказочным русским героем «иноземной» красоты. Хотя сам художник считал свою работу неудачной, в ней просматривается процесс формирования его взглядов на жизнь и искусство. Картина в экспозиции Государственного Русского музея.
- Крестный ход, 1883
В этом произведении Репин вновь поднимает проблемы социального неравенства. Картина восхищает многообразием персонажей – более 70 образов формируют «цельную картину народной жизни». «Крестный ход» вызвал противоречивые отклики у современников: одни считали, что эта работа окончательно утвердила репутацию Репина как ведущего художника России, другие же воспринимали её как «небеспристрастное изображение реальности». Государственная Третьяковская галерея
- Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1883-1885
Предполагается, что Репин создал эту картину как отклик на трагические события 1881 года – убийство царя Александра II и казни народовольцев. Поскольку изображение реальных событий было невозможно, художник нашёл историческую параллель. Эта работа вызвала недовольство Александра III, который отдал распоряжение о запрете её выставки. Полотно подвергалось вандализму дважды: сначала в 1916 году живописец Абрам Балашов нанес три удара ножом по лицу царя, а затем в 2018 году вандал повредил фигуру царевича, ударив картину металлическим объектом. В данный момент полотно находится на реставрации. Государственная Третьяковская галерея
- Портрет композитора Модеста Мусоргского, 1881
Данная работа стала одной из пиковых точек в портретном мастерстве Репина. Психологический портрет был написан в очень трудный период жизни композитора, который страдал от серьёзной болезни и находился в военном госпитале. Репин завершил портрет всего за четыре дня, понимая, что его старый друг находится «на грани вечности». Государственная Третьяковская галерея
- Портрет Павла Третьякова, 1883
Это один из двух прижизненных портретов известного коллекционера и основателя Третьяковской галереи. На момент передачи Галереи городу Москве в его собрание входило 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур, а также 84 работы зарубежных художников. Третьяков, не любивший позировать, согласился на это только по уважению к Репину. Коллекционер изображён на фоне своих картин, среди которых можно увидеть «Над вечным покоем» Исаака Левитана и «Три богатыря» Виктора Васнецова. В год создания портрета, Третьяков находился на пике своей собирательской деятельности, и его коллекция стала известна не только в Москве, но и в России. Он был одним из основных коллекционеров работ Репина и других известных передвижников, художников, работающих в области социальной критики. Государственная Третьяковская галерея
- Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-91
Государственный Русский музей
- Не ждали, 1883-1888
Эта картина является одной из работ Репина, посвященных судьбам первых русских революционеров-народников. В 1870-80-е годы революционное движение переживало подъем, но также и жестокое подавление. Репин, как и многие его современники, идеализировал молодых оппозиционеров и проводил параллели между судьбой народников и жертвенным подвигом Христа. В композиции картины изображенные персонажи схожи с фигурами в библейских сюжетах, таких как «Воскрешение Лазаря» или «Христос в Эммаусе». Возвращение осужденного революционера, вероятно, с каторги, воспринимается как символическое Воскресение. Государственная Третьяковская галерея
- Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901-1904г.
Эта картина была написана Репиным к столетнему юбилею Государственного Совета по заказу правительства. Гигантский холст размером 400 на 877 см был выполнен в короткий срок – всего за три года. Эдюды, предназначенные для картины, оказались не менее ценными, чем сама работа — они были написаны с импрессионистической свободой и порой приближались к абстракции. Репин создавал 48 портретных этюдов с чиновников, которые позировали ему персонально. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце, а часть этюдов была приобретена Музеем Александра III; деньги, полученные за них, художник использовал на нужды флота. Картина в экспозиции Государственного Русского музея.
- Автопортрет с Н.Б. Нордман, 1903
В 1899 году Репин приобрел землю в Куоккала, Финляндия, и построил дачу, которую назвал «Пенаты». Здесь он провел последние годы своей жизни вместе со своей второй супругой, Натальей Борисовной Нордман. Музей Атенеум
После революции художника многократно пытались вернуть в Советскую Россию, но он не принял новую власть и провел остаток своих дней в Куоккала, где и скончался в 1930 году в возрасте 96 лет.