Городецкая культура: Загадки «рогожной» керамики Раннего железного века
Городецкая культура (ГК) – одна из наиболее интригующих археологических культур раннего железного века (РЖВ) Восточной Европы. Названная по памятнику у села Городец (Рязанская область), исследованному в начале XX века выдающимся археологом В.А. Городцовым, эта культура до сих пор хранит множество загадок, несмотря на десятилетия изучения.
География и Хронология
Ареал распространения городецких памятников поражает своей обширностью. Они встречаются на огромной территории от верховьев Дона на западе до Самарской Луки на востоке, и от реки Оки на севере до широты Саратова на юге. Эта территория соответствует лесостепной и южной части лесной зоны Восточной Европы.
Точная датировка культуры затруднена из-за скудности выразительных находок. Большинство исследователей определяют время ее существования в рамках I тысячелетия до н.э. На Самарской Луке, одном из ключевых регионов изучения ГК, памятники более надежно датируются IV веком до н.э. — I веком н.э. В других частях ареала культура могла возникать раньше и прекращать существование позже.
Особенности Памятников
Согласно классификации М.Б. Щукина, Городецкая культура относится к «пятому миру» – миру редких поселений с характерной сетчатой (текстильной) керамикой. Ее памятники представлены исключительно поселениями двух типов:
- Неукрепленные селища: Открытые поселения на берегах рек.
- Укрепленные городища: Поселения, расположенные на мысах высоких берегов, защищенные валами и рвами.
Главная Загадка: Отсутствие Могильников
Одной из самых уникальных и загадочных черт Городецкой культуры является полное отсутствие достоверно идентифицированных могильников. Ни одно известное погребение не может быть надежно связано с городецкой керамикой и другими атрибутами этой культуры. Это явление не имеет прямых аналогов у соседних культур РЖВ.
Исследователи предполагают, что это связано с особыми погребальными обрядами городецкого населения. Наиболее вероятные гипотезы включают:
- Воздушное погребение: Помещение тел умерших на деревья (в кроны) или специальные помосты.
- «Дома мертвых»: Создание наземных сооружений (типа срубов или амбаров), куда помещались покойники.
- Иные, неизвестные нам, обряды: Кремация с рассеиванием пепла или захоронение в труднодоступных местах (например, в болотах), пока не обнаруженных.
Эти обряды не оставляли четких археологических следов, которые можно было бы легко идентифицировать спустя тысячелетия.
«Визитная карточка»: Городецкая Керамика
Именно керамика является главным маркером и цементирующим признаком Городецкой культуры. Для нее характерны:
- Форма: Плоскодонные, слабопрофилированные (с плавными очертаниями), преимущественно горшковидные сосуды.
- Технология и Орнамент: Самая яркая отличительная черта – «рогожный», «сетчатый» или «текстильный» орнамент. Он покрывает всю или большую часть внешней поверхности сосуда. Этот орнамент не наносился дополнительно – он являлся побочным продуктом технологии изготовления. Сосуды формовались с помощью рифленых колотушек (деревянных или каменных орудий с насечками). Удары колотушки по мягкой глине оставляли характерные отпечатки, напоминающие оттиски грубой ткани (рогожи, мешковины) или сетки.
Материальная Культура и Хозяйство
Помимо керамики, материальная культура представлена крайне скудно и невыразительно, что также затрудняет исследования. На поселениях встречаются:
- Железные изделия: Ножи (основное орудие труда и быта).
- Костяные орудия: Рыболовные крючки, гарпуны, наконечники стрел (реже дротиков), проколки.
- Глиняные изделия: Пряслица (для веретена, свидетельствующие о прядении).
Анализ орудий труда и фаунистических остатков (костей животных) показывает, что основой хозяйства городецких племен были охота и рыболовство. Признаков развитого земледелия или скотоводства (производящего хозяйства) на памятниках не обнаружено. Население вело присваивающий образ жизни, хорошо адаптированный к лесной и лесостепной среде, богатой дичью и рыбой.
Городецкая культура в Самарском Поволжье
Самарская Лука (излучина Волги в районе современных Самары и Тольятти) является важнейшим регионом для изучения Городецкой культуры. Здесь сосредоточены наиболее исследованные памятники:
- Городища: Лбище, Каменная Коза, Вислый Камень, Торновское.
- Селища: Новый Путь, Новинки.
Исследования здесь проводились В.В. Гольмстен в 1920-е годы и Г.И. Матвеевой в 1970-е годы. Фрагменты характерной керамики найдены и на правобережье Волги к востоку от Луки. Материальная культура самарских памятников полностью соответствует общему облику ГК: преобладает «текстильная» керамика, орудия охоты и рыболовства.
Этническая Принадлежность и Исторические Судьбы
Вопрос об этнической принадлежности носителей Городецкой культуры остается дискуссионным:
- Финно-угорская гипотеза: Долгое время была доминирующей, связывая ГК с предками мордвы-мокши или других волжских финнов.
- Балтская гипотеза: В последнее время набирает силу. Указывают на сходство керамики (особенно ранней) с керамикой балтских культур лесной зоны (Днепро-Двинская, Верхнеокская), а также на балтскую гидронимию в ареале ГК.
- Геродотовы «тиссагеты»: Ряд исследователей (Б.А. Рыбаков, Н.В. Трубникова) сопоставляют ареал ГК с землями племени тиссагетов, упомянутых «отцом истории» Геродотом как живущих к северу от савроматов.
Судьба носителей Городецкой культуры в разных частях ее огромного ареала была неодинаковой. В частности, на Самарской Луке и в Среднем Поволжье немногочисленное городецкое население, вероятно, было вытеснено или ассимилировано в первые века н.э. протославянскими племенами (носителями киевской или зарубинецкой культур), мигрировавшими с запада (из районов Поднепровья). В других регионах (например, в бассейне Оки) элементы городецкой традиции могли сохраняться дольше, участвуя в формировании более поздних культур (например, древнемордовской).
Заключение
Городецкая культура раннего железного века остается ярким, но загадочным явлением в археологии Восточной Европы. Ее обширный ареал, уникальная «рогожная» керамика, отсутствие погребальных памятников и неясная этническая принадлежность продолжают стимулировать исследования. Культура представляет собой пример адаптации населения к лесной и лесостепной зоне с присваивающим хозяйством в эпоху, когда у соседей уже активно развивались производящие формы экономики. Изучение Городецкой культуры, особенно в таких ключевых регионах, как Самарская Лука, имеет фундаментальное значение для понимания древней истории Волго-Окского междуречья и этногенеза народов Восточной Европы.
Литература:
- Матвеева Г.И. Поселения раннего железного века культуры на Самарской Луке // Самарская Лука в древности. Куйбышев, 1975.
- История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000.
- Городцов В.А. Результаты археологических исследований в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии 1903 года // Труды XIII АС. 1907. Т.1. (Описание Городецкого городища).
- Смирнов К.А. Городецкая культура // Археология СССР: Степи Евразии в скифо-сарматское время. М., 1989.
- Ставицкий В.В. Городецкая культура: современное состояние проблемы // Российская археология. 2005. № 1.