Безымянка

Безымянка — это промышленный и жилой массив, с узловой железнодорожной станцией Безымянка, расположен в юго-восточной части города Самара. Административно Безымянка входит в несколько районов города Самара, а именно: Кировский, Промышленный и Советский районы.  Безымянка — это неофициальное название промышленного и жилого массива.

История Безымянки

Населенный пункт Безымянка впервые появился на карте Самарской губернии в 1875 году, когда началась прокладка железнодорожной магистрали от Самары к южноуральскому городу Златоусту. К 1896 году для повышения пропускной способности на протяжении всей дороги было построено 76 разъездов. Один из них, находящийся в 15 верстах от губернского центра, получил название Безымянка в честь небольшой реки, протекающей поблизости.

В 1903 году разъезд Безымянка и ветка от Оренбурга до Самары были присоединены к Самаро-Златоустовской железной дороге. Название «Безымянка» было дано из-за его расположения в степях за пределами Самары, где не имелось ближайших населённых пунктов или других ориентиров. Рядом с разъездом образовался небольшой посёлок железнодорожников, который постепенно увеличивался за счёт дачных участков.

В 1914 году у разъезда был построен Самарский железнодорожно-ремонтный завод («Сажерез»).

В августе 1932 года завод расширили, а в 1935 году он стал известен как Куйбышевский завод запасных частей (КЗЗЧ) имени Валериана Куйбышева. Численность сотрудников достигала около двух тысяч человек, и завод производил рессоры для паровозов и вагонов, буксы, оси, пружины и другие детали.

К 1935-му год разъезд Безымянка был преобразован в станцию.

В 1939 году после создания Молотовскго района в городе Куйбышеве, Безымянка вошла в состав города.

К началу 40-х годов окрестности станции Безымянка оставались довольно уединенным и необжитым местом — настоящей границей цивилизации. Они административно входили в состав Молотовского района Куйбышевской области. На тот момент граница областного центра проходила в районе современного проспекта Масленникова и клиник медицинского университета, а затем направлялась к реке Самаре.

В 1940 году станция стала активно развиваться в связи со строительством авиационных заводов и Безымянской ТЭЦ поблизости, а также созданием Управления особого строительства НКВД СССР и Безымянлага.

Необходимо отметить, что многие промышленные и жилые объекты на Безымянке были построены заключёнными Безымянлага, существовавшего с 1940 по 1946 год.

Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, станция начала принимать большое количество эшелонов с эвакуируемым персоналом и оборудованием из Москвы, Смоленска, Воронежа и других городов.

В декабре 1941 года на Безымянке рабочие эвакуированного из города Воронежа авиазавода №18 (Куйбышевский авиационный завод, а потом АО «Авиакор») собрали первый Ил-2. В годы войны в Куйбышеве было собрано 32 тысячи легендарных штурмовиков.

В 1942 году на Безымянке начали работать три школы. В этом же году приняла первых пациентов Центральная больница Кировского района (больница Семашко).

В 1958 году началось строительство нового Дворца культуры, а сдача здания в эксплуатацию произошла в октябре 1961 года.

В ноябрь 1967 года перед ДК был установлен памятник Сергея Мироновича Кирова.

В 1980 году началось строительство метро для того, чтобы связать рабочую Безымянку с центральными районами города.

В конце 1987 года было открыто движение на трёх подземных и одной наземной станций.

В настоящее время одиннадцать станций: Юнгородок, Кировская, Безымянка, Победа, Советская, Спортивная, Гагаринская, Московская, Российская, Алабинская.

Предприятия расположенные на Безымянке

Ракетно-космический центр «Прогресс» (ранее известный как «ЦСКБ» и «Прогресс») является одним из ведущих предприятий в российской ракетно-космической отрасли и производит знаменитые ракеты-носители серии «Союз». В годы Великой Отечественной войны завод занимался производством самолётов Ил-2, Ил-10 и МиГ-3.

ОАО «Авиакор — авиационный завод» расположен в Самаре и известен как производитель самолётов Ту-154 — одного из наиболее популярных гражданских самолётов в России и СНГ, а также Ту-95 — тяжёлого дальнего бомбардировщика-ракетоносца. Во время войны завод выпускал самолёты Ил-2 и Ил-10.

Самарский металлургический завод также играет важную роль в промышленности региона.

ОАО «Самарский подшипниковый завод» (бывший завод «Сажерез», «9-й Государственный подшипниковый завод») – это крупное предприятие, занимающееся экспортом своей продукции в десятки стран. В годы войны завод начал выпуск первых подшипников для фронта, а также корпусов мин и миномётов.

ОАО «Старт» (известный ранее как «Завод аэродромного оборудования») также вносил вклад в военные усилия, производя вооружение для известных штурмовиков Ил-2 и Ил-10.

ООО «Ремонтный завод № 21» во время войны занимался производством датчиков позывных, звуковых генераторов и аппаратов «Морзе», а также ремонтом полевых радиостанций.

ОАО «Металлист-Самара» (бывший завод № 525) в период Великой Отечественной войны производил авиационный пулемёт ШКАС и его модернизированную версию ШКАСМ, а также пушку НР-23.

ОАО «Самарский жиркомбинат» начал строиться в октябре 1946 года и в течение трех лет были возведены здания основных и вспомогательных цехов, а также установлено оборудование для переработки растительных масел. В 1949 году было введено в эксплуатацию первое производство мощностью 6 тысяч тонн в год, которое изначально изготовляло столовый маргарин «Молочный», а позже другие виды маргаринов. В 1987 году был построен комплекс для производства мягких наливных маргаринов, а в 1998 году установлено новое оборудование для выпуска мягких масел. С 2002 года предприятие является частью группы компаний «Нижегородский масложировой комбинат».

ЗАО «Самарская кабельная компания» (ранее «Куйбышевский завод кабелей связи») и завод «Строммашина» также входят в число значимых предприятий региона.

ОАО «Гидроавтоматика» (ранее «Завод № 305») — один из крупнейших машиностроительных заводов России, производит агрегаты для пневматических, гидравлических и топливных систем всех видов отечественных летательных аппаратов, а также запчасти для автомобилей.

ОАО «Авиаагрегат» (бывший «Завод № 35» и «Завод п/я 147») во времена ВОВ производил винты для различных самолётов и сейчас разрабатывает шасси и другое оборудование для авиационной промышленности.

ОАО «Кузнецов» (имя Фрунзе, завод № 24) в годы войны занимался производством авиационных двигателей, а сейчас выпускает ракетные и авиационные двигатели.

ЗАО «Самарский кислородный завод» был основан в 1942 году путем эвакуации производств из Воронежа и Запорожья и располагался на Береговой улице. Завод обеспечивал кислородом предприятия авиационной промышленности и армию.

Крупнейшие промышленные предприятия Самары сосредоточены в районе Юнгородка. В конце 1980-х годов здесь началось строительство Куйбышевского метрополитена, а также расположена одноимённая станция метро, являющаяся единственной наземной из десяти станций и электродепо, где обслуживается подвижной состав метро.

В настоящее время Безымянка делится на несколько частей:

1. Безымянка — жилой массив, расположенный к северу от станции Безымянка, охватывающий территории Советского, Промышленного и частично Кировского районов. Основные улицы включают Вольскую, улицу Победы, Александра Матросова, Ново-Вокзальную, 22 Партсъезда, проспект Кирова и Физкультурную. Восточную границу составляет улица Пугачёвская (ранее известная как Первая линия Безымянки), а с запада он соседствует с микрорайоном «Машстрой», который был основан в 1941 году в связи с эвакуацией завода «Металлист» в Куйбышев.

2. Авиагородок — жилой массив, расположенный к востоку от станции, входит в состав Промышленного района. Главные улицы здесь — проспект Кирова, Заводское шоссе и улица Железной Дивизии. Микрорайон Авиагородок нередко путают с Юнгородком или считают его частью последнего из-за близости к станции метро «Юнгородок».

3. Юнгородок — промышленно-жилой массив к востоку от станции Безымянка, также относящийся к Промышленному району. Его границы проходят от станции метро «Юнгородок» до улицы Береговой, включая железнодорожную платформу «Мирная» (ранее известную как «139 км») и заканчиваются на улице Земеца (переименованной в 2007 году в честь директора Куйбышевского авиационного завода № 18). Часть Заводского шоссе также входит в его состав.

4. Западный — промышленно-складской массив, расположенный к юго-западу от станции Безымянка, который включает территории Промышленного и частично Советского районов. Основные улицы — Заводское шоссе, Кабельная улица и улица 22 Партсъезда.

5. БТЭЦ (Безымянская ТЭЦ) — вся территория относится к Промышленному району.

Станция Безымянка

Безымянка — это ключевая железнодорожная станция в Самарском регионе Куйбышевской железной дороги, находящаяся в городе Самара.

Станция обслуживает крупные промышленные предприятия, расположенные в этом районе (промзона Безымянка), а также жителей и туристов города.

На станции останавливаются электропоезда, следующие в двух направлениях: к Жигулёвскому морю и в сторону Кинеля. Здесь есть высокая пассажирская платформа с кассовым павильоном, к которой можно добраться по пешеходному мосту. Здание вокзала в настоящее время закрыто.

В пределах станции также находятся платформы (остановочные пункты для электропоездов): Стахановская, Пятилетка и Мирная.