Аэродром Безымянка
Аэродром Безымянка — это испытательный аэродром авиационного завода Авиакор, расположенный в Самаре. Он находится на восточной окраине города, в Кировском районе, в 12 километрах от его центра и в 4 км. от железнодорожной станции Безымянка, в честь которой и назван аэродром. Общая длина ВПП составляет 3600 метров, используется часть ВПП длинной 2800 метров.
На востоке от аэродрома расположен аэропорт Смышляевка и учебный аэродром Самарского государственного авиационного университета. К югу находятся поселки Чкалова, Падовка и река Самара, к северу — посёлок Зубчаниновка. Западная граница аэродрома соседствует с авиационным заводом Авиакор и Ракетно-космическим центром «Прогресс».
Следует отметить, что с 1930 по 1942 год существовал другой аэродром с тем же названием, находившийся близ одноимённой станции.
Аэродром Безымянка способен принимать самолёты Ил-76, Ту-154, Ту-134 и все более лёгкие, а также все типы вертолётов.
В связи с состоянием ВПП с января 2012 года аэродром принимает самолеты прибывающие на ремонт и техобслуживание заводом Авиакор, но по разовому разрешению Росавиаци.
История аэродрома Безымянка
Летом 1918 года в город Самара был эвакуирован из города Харькова отдел Гатчинской авиашколы, который разместили к юго-западу от посёлка Эдельсоновский, южнее железнодорожной линии Самара — Уфа.
Авиационной школе был выделен участок площадью 12 квадратных километров, примыкающий к северо-западной части аэродрома Безымянка.
В сентябре 1918 года в связи с наступлением белочехов авиашкола была эвакуирована из Самары и в ноябре того же года перебазировалась в Курган.
После начала Великой Отечественной войны в город Куйбышев были эвакуированы авиационные заводы № 1 и № 18 из Москвы и Воронежа. Заводы быстро наладили выпуск самолётов-штурмовиков Ил-2. Зимой 1941/1942 самолёты отправлялись на фронт в разобранном виде по железной дороге. Вскоре было решено построить аэродром для испытаний новых самолётов, часть из которых направлялась непосредственно на фронт.
В 1942 году начали строительство аэродрома, было построено две взлетно-посадочные полосы из кирпичей длиной по 800×70 метров и соединяющие их рулёжные дорожки с перроном. Аэродром первоначально назывался «Центральный Аэродром МАП города Куйбышева». В марте 1942 года на аэродроме открылась метеостанция «Куйбышев-Центральный» ВВС Приволжского военного округа, которая с декабря 1964 года получила статус Авиационная метеорологическая станция гражданская, которая существует до сих пор под названием «Самара-Центральный».
Во второй половине XX века на аэродроме проводились испытания многих самолётов из семейств Ил, Ту, Ан, выпускаемых вышеупомянутыми заводами. С 1958 года завод № 1 начал выпуск ракет космического назначения и спутников, и с аэродрома Безымянка стали выполняться специальные транспортные рейсы на космодромы Байконур и Плесецк, что продолжается и по сей день.
В апреле 1961 года на аэродром Безымянка прибыл первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин из Энгельса на самолёте Ил-14 после исторического полёта в космос.
С 1984 по 1990 годы аэродром Безымянка использовался для отправки блоков ракеты-носителя «Энергия» на космодром Байконур с помощью специального самолёта-транспортировщика ВМ-Т, в свяызи с этим была произведена реконструкция аэродрома с увеличенем длины ВПП до 3600 метров.
В августе 1987 года был совершен последний перелет самолёта Ту-144 с бортовым номером СССР-77108, который приземлившись на аэродром Безымянка был отбуксирован на учебный аэродром КуАИ.
В августе 2014 года президент РФ Владимир Владимирович Путин поручил Правительству Российской Федерации, Министру обороны РФ, полпреду президента в Приволжском Федеральном округе, чтобы они совместно с заинтересованными организациями проработали вопрос о возможном использовании экспериментального аэродрома Безымянка для нужд Министерства обороны и гражданской авиации с организацией центра техобслуживания и ремонта воздушных судов.